Городецкая роспись: трафареты и шаблоны узоров, основные сюжеты для разделочных досок, техника письма

Шаг 2. Готовим основу

В принципе, основа может быть любой, но лучше всего использовать безопасный (во всех смыслах) пластик ПВХ. Вы легко сможете вырезать из него необходимый кусок с помощью простого канцелярского ножа. Если хотите создать необычную форму, сначала сделайте проект на бумаге, а уже затем перенесите его на пластик, используя набросок на бумаге как трафарет. Решая, как сделать детскую доску для рисования, лучше всего остановить свой выбор на этом материале, поскольку он полностью безопасный, а доска получается лёгкой, её невозможно разбить и очень трудно случайно сломать.

Можно выбрать и другие материалы, но учтите, что фанера со временем расслаивается. Это приведет к тому, что со временем появятся заусенцы. Если приобрести массив, то доска станет очень тяжелой, поэтому ее можно будет использовать не на всех видах стенок. Акрил и оргстекло являются хрупкими, доска может растрескаться уже после первого падения на пол.

При выборе толщины пластика используйте 3 мм лист (для небольших меловых досок) или 5 мм (для оформления большой рабочей поверхности)

Обратите внимание, что любой материал продается только листами, а если повезёт – Вам отрежут кусок, но только вдоль одной сторон (это называется «одним резом»). Если стоит задача сделать в подарок ребёнку только одну доску небольшого размера, то проще и дешевле будет купить готовую, так как в этом случае Вам не придётся тратиться на покупку лишнего сырья

А вот если есть возможность купить (или выпросить) обрезки пластика на любом производстве, то тогда решение сделать доску самому будет лучшим, вся доска получится по себестоимости материалов и намного дешевле покупной.

Кстати, сегодня под меловыми досками понимаются и обычные наклейки. Вы можете просто купить пленку, отрезать необходимое количество с помощью ножниц и за считанные минуты получить поверхность для рисования на стене, холодильнике или шкафу.

Нанесение рисунка по технологии городецкой росписи

Если сравнивать искусство городецких мастеров и, например, хохлому, то последнее направление технически выигрывает. Но, несмотря на сравнительную простоту, городецкая роспись не может считаться менее ценной или недостойной продолжаться в сверхновое время. Она самобытна и интересна и для детей, и для взрослых.

Технологические особенности промысла:

  • Краски наносят сразу на древесину, предварительная обработка грунтовкой не предусмотрена.
  • Фон может быть разным – черный, красный или желтый. Это все традиционная цветовая база для городецкого искусства, причем, цвет должен скрывать все шероховатости и неровности поверхности. И уже после высыхания фона мастер приступал к нанесению рисунка.
  • Первые краски умельцы изготавливали на яичной основе, но, несмотря на устойчивость состава, цветовая палитра не баловала разнообразием. Для красящего пигмента брали ягоды и травы.
  • Впоследствии начали появляться более комфортные красящие компоненты: сегодня мастера, поддерживающие нижегородский промысел, работают масляными красками. Наиболее эффективный вариант – темпера, краска на сухой основе.
  • Отличает городецкую роспись особенная точность линий: ее мастера «подсмотрели» у резчиков. На создание одной работы не зря уходило несколько дней – прорисовка деталей была совершенной. И это при том, что городецкую роспись долгое время несправедливо считали грубой и простецкой! Нет, мастера выписывали буквально каждую линию, чтобы добиться максимальной четкости образа, и заметно это еще на расписных прялках.
  • Можно сказать, выдерживались и каноны росписи. На декоративных разделочных досках людской мир был представлен в верхней плоскости, внизу же изображались представители фауны и флоры. Но строгой каноничности в городецком творчестве не было, и это прекрасно – изображения привлекали своей естественностью, легкостью, созвучием жизни людей и жизни природы.
  • Не отказать промыслу и в разнообразии форм. Сначала мастера брались за украшение прялочных донец, а потом взялись и коробы, и за лукошки, и за полочки, шкафчики, мебель. Предметы округлых форм, которые становились базой для росписи, могли помочь создать не простое, а сферическое изображение.
  • Если говорить о настоящих мастерах, то кроме кистей и красок для росписи художникам ничего не было нужно. Но если за дело берется новичок, то он сначала намечает рисунок карандашом. Впоследствии контуры рисунка мастер художник подчеркивает черным или белым, что позволяет изображению выглядеть натурально.
  • Рисунок наносили крупными, уверенными мазками. Какое-то время все же мастера грунтовали поверхность, но потом вернулись к необработанной основе. И это делало изображение прозрачным и легким.

3 этапа процесса росписи.

Технологический процесс делился на 3 этапа: и эти этапы отличались не только разными материалами, но и принципами действия мастера. Между каждым этапом изделие «отдыхало». Первый этап – замалевка: на основу наносятся основные элементы и главные цвета будущего изображения. Иначе этап известен как «замалевок» или «подмалевок». Сменяет его теневка. На уже расставленные цветовые пятна наносится контрастный рисунок (обычно делают это темной краской по светлому фону). Ну и завершает рабочий процесс разживка. Мастер добавляет на изображение блики и мелкие белые детали, за счет которых рисунок оживает.

Так могут возникать большие и маленькие работы, создание которых сегодня осилит и человек без художественного образования. Возраст не так важен, как не важны и начальные умения. Нужно проникнуться городецким творчеством, понять его технологию и отработать ее сначала на бумаге, а потом уже и на дереве.

Главные виды росписи

Многим читателям будет интересно не только какими красками можно рисовать по дереву, но и какие основные виды росписи бывают. Ведь иногда даже дети пробуют оформить красивые расписные дощечки для нарезки продуктов. Сначала подбирается рисунок, затем переводится на поверхность и постепенно разукрашивается в той или иной технике

Для гармоничного вида досок важно еще и правильно сочетать оттенки

Стоит выделить следующие три вида росписи:

  • Хохлому. Сначала оформляется черный фон, затем наносятся причудливые цветы в желтых и красных тонах.
  • Городецкую роспись. На рисунках изображаются различные городские сцены, цветочные композиции, мотивы из народных былин.
  • Мезенскую роспись. Для основных сюжетов используются лошади и орнаменты.

Чтобы мастерски владеть хотя бы одним из этих видов, нужно знать способы нанесения, какими красками рисовать по дереву и чем их закреплять.

Осваиваем технику

После того как рисунок обведен на доску, пора приступать к выжиганию. Убедитесь, что доска абсолютно сухая. Затем раскалите выжигатель, чтобы его перо стало темно-красным.

Выжигание лучше всего совершать от контура к центру. То есть сначала обводим все внешние края и только потом переходим ко внутренним. Лучше всего производить выжигание на отдельных участках: проработали один, переходите к следующему, но уже в другой части рисунка. Это позволит рисунку равномерно остыть и не образует лишних линий или случайных штрихов. Когда работа завершена, ее можно декорировать красками. А после — обработать воском, чтобы доска имела блеск.

Позвольте хозяину дома самому решить, использовать ли ваш подарок в быту или же повесить на стену или поставить на полку. В любом случае, вашему подарку найдется достойное место на кухне и в сердце вашего приятеля!

Всем знакомая акварель

Акварельная краска представляет собой тонко растертый пигмент, смешанный со связующими веществами, основанными на растительном клее. Также в ее состав входит глицерин и фенол. Акварель характеризуется прозрачностью. В продаже можно встретить три вида этой краски:

  1. Жидкое средство в тюбиках.
  2. Мягкая краска в кюветах.
  3. Твердое вещество в плитках.

Начинающие художники используют именно акварель для разрисовки матрешек. Она отлично подойдет для фона на больших участках, потому что разбавляется водой. Вот преимущества этой краски:

  • создает легкие и воздушные рисунки;
  • оснащает изображения тенью и переходом оттенка;
  • делает мазки незаметными;
  • правдиво передает естественные оттенки;
  • отлично смешивается с другими средствами для окрашивания дерева.

Изделия, разукрашенные акварелью, лучше покрывать прозрачным лаком.

Специфика техники

В старом Городце, откуда берет свое название данная роспись, происходил главный сбыт деревянных предметов быта раскрашенных в особом стиле, созданном тогдашними ремесленниками

Изначально роспись использовали для украшения прялочных донец. Дело в том, что сами городецкие прялки состояли из нескольких частей, само донце служило для закрепления копылка с гребнем. На донце во время работы сидели, затем прялка разбиралась, его вешали на стену. Так появилась необходимость украшения досточек, превращая их на некоторое время в картинки. Своим дизайнерским решением, заволжские мастера привлекли на покупку такого изделия многих жителей, что дало развитие городецкой росписи как народному промыслу.

На донцах изображали застывшие сюжетные линии. Повседневные, праздные или другие события из жизни крестьян и купцов. Дамы и кавалеры в пышных нарядах гуляли на ярмарках, пили чай, сидя за круглым столом, фон не детализировался, лишь ограждаясь колонами, цветочными композициями, рисунок мог делиться не ярусы, обрамляться простыми линиями.

Роспись наносилась прямо на деревянную поверхность темперными красками, на яичном желтке. Иногда для фона могли использоваться для грунта красные и желтые краски. Цветовая гамма имеет насыщенные, а также разбавленные оттенки красных, желтых, черных цветов. В более поздних работах появляется зеленый и синий.

Виды росписи по дереву

Существует очень много видов росписи по дереву, разных традиционных техник и школ. В одной только хохломской росписи есть несколько подвидов, в зависимости от типа используемого орнамента!

Сегодня мы рассмотрим три самых популярных росписи — хохломская, мезенская и городецкая, поскольку именно они являются самыми популярными и широко известными

На важно помнить, что кроме них есть множество других, не менее замечательных видов росписи: например, волховская, борецкая, владимирская и др

Этот вид росписи является старинным русским промыслом, зародившимся в окрестностях Нижнего Новгорода около XVII века.

Деревянная посуда всегда была в почёте на Руси, но необработанная древесина впитывает влагу и быстро загрязняется. Во избежании этого посуду стали покрывать варёным льняным маслом — олифой, которая покрывала поверхность деревянного предмета непроницаемой плёнкой.

Отличительной чертой техники является придание изделию золотистого блеска без использования золота.

Хохлома берёт свой принцип золочения без золота из старинных иконописных техник: в целях экономии фон иконы закрашивали серебром (а позже более дешёвым оловом или алюминием), наносили изображения святых, а затем покрывали льняным маслом в несколько слоёв в отдельной просушкой в печи каждого слоя. Под воздействием температуры пленка олифы приобретала золотой оттенок и серебряный фон, находящийся под ним тоже отливал золотым переливом.

Основные цвета в хохломе:

Роспись в хохломе наносится от руки, без предварительной разметки. Традиционные элементы — сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Различают два типа росписи: «верховую», когда по серебристому фону (который после обжига станет золотым!) наносят рисунок красным и чёрным цветом; и «под фон», когда сначала намечается контур орнамента, а потом фон заполняется чёрной краской, рисунок же остаётся золотым.

2. Городецкая роспись.

Эта роспись также появилась в Нижегородской губернии, но позже, чем хохлома — в XIX веке.

Сюжетные композиции в этой росписи гораздо более сложные, но мастера также наносили их без предварительной разметки.

Городецкую роспись исполняли по яркому фону темперными красками.

Основной приём росписи — сначала на изделие наносится цвет фона, потом на него наносится «подмалёвок» — крупные цветовые пятна. После этого рисунок прорабатывается тонкой кистью, затем роспись заканчивает «разживка» — дополнительные тонкие штрихи и точки, нанесённые, как правило, белой краской, и подчеркивающие детали и контраст. Основные мотивы — цветочные композиции, сказочные и былинные сюжеты, городские сценки.

3. Мезенская роспись.

Старинный вид декорирования деревянной посуды и других предметов быта. Эта роспись представляет собой чисто орнаментальный декор.

Основная черта: дробный узор — звёзды, крестики, чёрточки, — выполненный в два цвета: чёрный и красный.

Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты. Также в качестве орнамента используются схематичные изображениями животных: коней или оленей. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики.

Изделие расписывается по чистому негрунтованному дереву сначала красной охрой, а затем делается чёрная обводка.

Кстати, у нас на сайте вы можете посмотреть несколько мастер-классов по мезенской росписи и её стилизации!

Элементы и мотивы городецкой росписи

Выделяют три базовых типа композиции. Каждая из них обладает характерными чертами и специфическими деталями.

Цветочная тема

Самая простая и наиболее распространенная. Чаще всего подобная роспись встречается на предметах домашнего обихода: стаканы, миски, кухонные доски и т.д. Также цветочный декор применяли для оформления детской мебели, шкатулок, шкафов.

Выделяют несколько основных элементов узора:

  • «Букет». Симметричный рисунок. Небольшая композиция, которая включает в себя от одного до трех цветочков. Используют для украшения шкатулок, солонок и чашек.
  • «Гирлянда». Разновидность «букета». В центре сюжета один крупный цветок, вокруг которого выстроена комбинация из мелких растений.
  • «Ромб». Разновидность «гирлянды». В центре располагается несколько крупных цветков, листочки и бутоны рисовали на вершине ромба. Узор часто размещали на больших сундуках, досках, хлебницах.
  • «Цветочная полоса». Сложная композиция, в состав которой входит верхний и нижний ярус. Узор формируется из полосок, состоящих из цветков одинакового размера. Растения отличаются по оттенкам и внешнему виду.
  • «Венок». Разновидность «цветочной полосы» замкнутого типа. Используют для декорирования подносов, шкатулок.

Мотивы «конь» и «птица»

Бывают симметричными и асимметричными. Птицы и кони обычно размещались в центре композиции, состоящей из цветущего дерева или в обрамлении венка. В некоторых изделиях гармонично сочетаются сразу несколько мотивов. Например, курочка и петушок либо два коня разного окраса.

Эффектней всего подобный орнамент выглядел на красном или чёрном фоне. Птички символизировали семейную гармонию и благополучие. Лошади считались олицетворением успешности и процветания.

Сюжетная роспись

Орнамент размещали на крупных изделиях. Основной сюжет: чаепитие, свадебное торжество на фоне богато накрытого стола. Лица людей всегда обращались в сторону зрителей, поэтому сложные композиции порой выглядели неправдоподобными.

Любая тематика мастеров – экстерьер избы с резными ставнями, яркими наличниками и трубами от печи. Дополнением к картине были колодцы, плетеные изгороди с цветами, сидящие петушки. Часто художники вводили в композицию многочисленных животных: курочек, собачек и т.д.

Учимся переводить

Многие задаются вопросом «Как перевести рисунок на доску?», так вот это делается с помощью трафарета. Необходимо найти и скачать интересующие вас картинки с изображением фруктов, цветов или животных, так как это наиболее часто используемые узоры для выжигания по дереву. Лучше всего выбирать простые шаблоны, особенно, если вы занимаетесь пирографией впервые.

Распечатываем скачанный трафарет и вырезаем фигурку, если фигурка на картинке пустая. Если есть дополнительные внутренние детали, нужно воспользоваться копировальной бумагой. Приложите ее на дерево, сверху положите распечатанный трафарет и обведите рисунок. Старайтесь, чтобы изображение не смещалось.

Есть еще один способ перевода картинки на доску. Также нужно распечатать понравившийся трафарет, распечатанный в зеркальном отображении. Приготовьте чашу с водой, клей для декупажа, лак для дерева, акриловые краски, кисть и губку.

Вырежьте трафарет или готовый рисунок, затем тщательно промажьте его клеем для декупажа и приложите к деревянной поверхности рисунком вниз. Разгладьте рисунок губкой, чтобы он не «пузырился», а также чтобы не осталось излишков клея. Дайте высохнуть. Лучше всего оставить работу сохнуть на всю ночь.

После высыхания смочите мотив влажной губкой и начинайте стирать бумагу, пока рисунок не проявится на дереве. Аккуратно избавьтесь от всей бумаги. Затем пальцами начинаем тереть оставшуюся бумагу, делая катышки, которые остаются на деревянной поверхности. Смахиваем их с дерева, и остается готовый рисунок, который после полного высыхания можно дополнить выжиганием (например, выжечь его контуры) или просто задекорировать красками. Затем покройте работу лаком.

Роспись по дереву акриловыми красками: техники для начинающих

В современном искусстве обширно используют роспись по дереву акриловыми красками, гуашью, масляными и анилиновыми красящими веществами. В истории роспись по дереву — старинное народное ремесло. Дерево долгие века преобладало в быту из-за своей доступности и легкости в обработке. До того как люди научились обрабатывать металл, из дерева делали всю мебель и кухонную утварь, сундуки, шкатулки, прялки, не говоря уже о дверях, воротах, деревянных ставнях. Наряду с плотничеством и резьбой по дереву, развивались особые технологии по обработке дерева и орнаментальная разрисовка изделий.

Виды художественной росписи

В середине 20 века виды росписи по дереву из ремесленного вида искусства перешли в художественные и их изучают и школах изобразительного творчества. Различные виды техник характеризуются своим неповторимых и узнаваемым орнаментом, который исторически развивался в ногу со временем и эволюцией красок и материалов.

В наши дни достаточно использовать специальные краски по дереву и приобрести деревянные изделия, лаки и укрепляющие средства для поделок. Многие современные мастера не только привносят новизну в работы, но и продолжают традицию росписи деревянных изделий.

Первые уроки для начинающих мастеров состоят в изучении принципов рисования каждого вида. Городецкая роспись по дереву характеризуется растительным орнаментом яркими расцветками, преимущественно на желтом фоне, но в наши дни фону в этом виде росписи уделяют меньше внимания, так как рисунок хорошо смотрится на чистой деревянной фактуре.

Элементы рисунка делают в несколько простых этапов, замалевкой основными цветами, теневкой более темными тонкими штрихами и осветлением белой или желтой краской.

Используются также идеализированные изображения птиц, животных, в частности вороных коней, деревьев. В древние времена городецкая роспись также изображала крестьянскую и купеческую жизнь тех времен. На картинках ниже видно пример.

Хохломская роспись существующая в массовом производстве и по сей день, стала визитной карточкой России. Это не просто разрисовка, а целая технология производства деревянных изделий, при обработке которых используется олифа, глина, алюминиевый порошок и лак. В результате многоэтапных действий изделия сначала обретают серебристую окраску, расписывают преимущественно черной и красной красками, иногда выполняют листья зеленым цветом. В конце работы покрывают лаком, и серебристая окраска становится позолоченной. Такая технология росписи пришла от иконописцев.

Элементы хохломской росписи — это в основном густая растительность, большие цветы, завитки, листья, ягоды рябины, клубники, встречаются декоративные птицы, петухи лебеди, но главным символом хохломы является жар-птица.

Также этот вид разрисовки делится на два типа техники — верховую и фоновую. Верховая роспись подразумевает собой нанесение рисунка на фон, а фоновая нанесение контуров и нанесением черного или красного фона.

Мезенская роспись изображает черно-красных орнаментов, более напоминающая пещерную наскальную живопись.

Роспись гжель также не спутать с другим искусством, своими синими пышными цветами на белом фоне.

В современном искусстве росписи по дереву мастера-художники пользуются различными техниками для создания стиля декора, сувенирных наборов посуды. В подарок преподносят собственноручно разрисованные тарелки, конфетницы, салатницы, разделочные доски.

Подготовка дерева

Роспись по дереву акриловыми красками — простое занятие для опытных художников, так как материал дорогой, хоть и подходящий для работы с деревом.

Чтобы начать рисовать на деревянной поверхности, нужно взять готовое изделие, которые продаются как заготовки для декора, почистить самой мелкой наждачной бумагой и загрунтовать поверхность соответствующей краске, после чего можно приступить к рисованию.

Некоторые рисунки требуют для новичков нанесения эскизов простым карандашом, что в принципе позволительно. Любые этапы нанесения лака или краски требует полного высыхания перед продолжением. В конце работы изделие покрывается прозрачным лаком для закрепления краски.

Роспись по дереву акриловыми красками: техники для начинающих Роспись по дереву акриловыми красками: техники для начинающих В современном искусстве обширно используют роспись по дереву акриловыми красками, гуашью, масляными и анилиновыми красящими

Как сделать рисунок

В зависимости от уровня мастерства роспись по дереву можно делать, используя следующие технологии:

  • точечную;
  • с использованием трафарета;
  • рисунка по эскизам.

Трафаретный метод

Точечная методика тоже помогает создавать красивые вещи тем, кто не имеет художественных навыков. Точечный метод заключается в том, чтобы на рисунке-эскизе нарисовать множество точек-ориентиров и как можно точнее скопировать из выбранного эскиза на разрисовываемую поверхность.

Точечный способ рисования требует некоторых навыков. Но, может, стоит вспомнить, как в детстве соединяли линиями цифры, и получался какой-то силуэт? Точечный способ разрисовывания основан именно на этом, и чем больше будет перенесенных точек, тем точнее будет соответствие выбранной картинке, которую потом останется только раскрасить.

Точечный способ перенесения картинки на основу позволяет создавать художественные шедевры тем, кто почти не имеет навыков рисования. Достаточно просто скопировать один или несколько рисунков при помощи мягкого карандаша и раскрасить. Можно сделать, как было в оригинале, но лучше проявить фантазию и подобрать собственные цвета.

По эскизам

Эта техника подразумевает свободное творчество, когда рисуется эскиз, а потом переносится на основу и раскрашивается. Эскизами могут быть как элементы картины (для художников), так и любые геометрические элементы (для тех, кто не умеет профессионально рисовать)

Используя эскизы, можно придумать свой неповторимый узор для рисования, и неважно, что при этом используется: геометрические фигуры, растительные элементы или свободное профессиональное творчество

Готовый и высохший шедевр рекомендуется покрыть лаком для долговечности. Основа лака, как и основа грунтовки, подбирается в соответствии с красителем. После высыхания лака разрисованным изделием можно пользоваться.

Расписывать деревянные предметы несложно. Освоив одну из предложенных техник и подобрав подходящую краску, можно создавать настоящие шедевры, сделав свой дом или интерьер квартиры по-настоящему неповторимыми.

Пошаговая инструкция по технике декупажа

Перед началом работы нужно снять слой с изображением и вырезать нужные картинки для декора. Не стоит беспокоиться о том, что тонкая бумага может порваться. Картинка в приклеенном состоянии будет выглядеть целой, если правильно ее укладывать на деревянную поверхность.

Вместо ножниц можно аккуратно вырывать изображения на тонком цветном слое салфетки руками. Предварительно нужно составить хотя бы приблизительный эскиз, чтобы было проще выкладывать из бумажных картинок на поверхности деревянной заготовки нужный декор.

После того как будут подготовлены все картинки с салфеток, бумажные фрагменты следует разложить на декорируемом предмете, чтобы посмотреть, как будет выглядеть создаваемый общий рисунок. Когда эскиз будущего декора приобретет законченный вид и будет понятно, куда приклеивать бумажные фрагменты, можно приступать непосредственно к самому декпажу.

MIRO (старое назание Realtimeboard): идеально для проектной работы

Рисование от руки возможно и прекрасно работает в программе, но здесь это не самое главное. Miro предоставляет пользователям выбор шаблонов, которые помогут структурировать и организовать планирование или мозговой штурм.  Например, есть шаблон для рисования интеллект-карт, ведения проектов и планирования по технологиям agile, можно добавит чат для общения с команадой.

Пространство этой доски бесконечно, при этом навигация и управление размером рабочего пространства позволяет быстро найти то, что вы где-то записали.

Доски можно сохранять в виде изображений, PDF-файлов, загружать в качестве резервных копий, сохранять на Google Диске или прикреплять к различным трекингам проектов (но это уже для продвинутых пользователей).

Вообще этот инструмент популярен в бизнесе, но для групповой и удаленной работы в школах отличный вариант: можно добавлять заметки, записывать идеи или комментарии для стимулирования совместного творчества.

Роспись по дереву: как выбрать заготовку, грунт и лак

Расписать своими руками деревянную заготовку — будь то рама для зеркала, детский стульчик или пасхальное яйцо — приходит в голову многим, особенно когда в семье появляются дети. Мамам хочется добавить в интерьер индивидуальности, а маленьким мастерам — оставить свой след. Однако найдя в продаже подходящее неокрашенное изделие, большинство начинающих художников сразу берутся за краски, пренебрегая подготовкой поверхности. Расскажем, как сделать роспись по дереву по всем правилам.

Неокрашенные деревянные заготовки называют «белье». Они требуют к себе особого отношения

Их надо тщательно выбирать, обращая внимание и на саму текстуру дерева, и на форму заготовки. Ведь работа над изделием начинается уже с этого момента

Древесина — живой материал, и хорошо бы знать свойства и различия ее видов.

Липа традиционно считается в России лучшим материалом. У нее чистая, легкая, податливая, мягкая древесина. Особенно ценятся заготовки не пиленые, а колотые. Липа стоит сейчас уже не так дешево, как раньше. И это справедливо. Да и совесть уже не позволяет попусту тратить эту красавицу. Липа легко принимает краску, поэтому метод тонировки может быть самым приемлемым для нее.

Береза стоит по популярности на втором месте после липы. Ее древесина слегка сероватая, более плотная, тяжелая. Иногда с «родинками».

Осина на первый взгляд кажется похожей на липу. Однако если липа «теплая», то осина — холодная на ощупь, и ею принято брезговать. Ее текстура неоднородна, усыхая, она коробится, а яичные заготовки плющит. Распознать осину можно и по мрамористым разводам, и по заусеницам.

Хвойные породы. Ель и сосна — традиционная северная древесина. Хвойные имеют желтоватую древесину, по текстуре неоднородны, волокнисты и с выраженными смолистыми участками. Из них предпочитали делать только крупные формы. Магазин IKEA предлагает множество заготовок из сосны, и только ленивый не расписал еще квадратное «икейское» зеркало.

Бук попадает к нам преимущественно из Буковины — Западной Украины. Древесина темного цвета с розовато-белым отливом. Очень плотная, тяжелая и, как дуб, — в узкую насечку. По хорошо отшлифованному буку можно рисовать даже без грунтовки. Однако бук «ведет», он перекручивается и поэтому не может считаться очень хорошим материалом под роспись.

Дуб — красивая, благородная древесина серовато-желтоватого цвета. Текстура его неоднородна, как и у бука. Он хорош уже сам по себе. И закрашивать его жалко.

Заготовки из шпона и папье-маше предлагает нам хобби-индустрия. Эти более щадящие природу варианты имеют много преимуществ. Заготовки легкие, изящные и любых форм-конфигураций. Папье-маше нуждается в полной окраске поверхности, а вот шпон лучше тонировать.

Фанера — также хороший материал под роспись. Тонирование, как и у шпона, выявляет красивый природный рисунок древесины. Очень хорошо окрашивается и обрабатывается. На ее безупречно гладкой поверхности легко рисовать.

Чем писать

Ответ на этот вопрос кажется очевидным — конечно же мелом! Однако производители проявили фантазию: кроме мела разного размера и цвета существуют меловые карандаши, меловые маркеры и даже меловые краски. Выбор инструментария очень важен для конечного результата.

Маркер — идеален для небольших надписей и тонких четких линий, но надписи получаются без характерной текстуры мела. Его удобнее и приятнее держать в руках. Если покупаете такой, учтите, что не все маркеры одинаково хорошо стираются — лучше поэкспериментировать на менее заметном участке.

Меловую краску можно сделать своими руками, потерев на мелкой терке обычный мелок и смешав получившийся порошок с санитарным гелем для рук до консистенции сиропа. Краска незаменима для закрашивания трафаретов и больших участков.

Обычные мелки тоже можно сделать приятнее: разнообразные держатели мелков, которые сейчас совсем несложно найти и купить, не будут оставлять сухость на пальцах.

Достоинства и недостатки

Деревянные панно имеют много плюсов. Поскольку их делают из высококачественных материалов, они получаются прочными и долговечными. Использование натуральных досок вместо холста добавляет картине оригинальности. У нее приятная текстура и дополнительный рельеф. На деревянных досках можно создавать изображение разными материалами. Это дает возможность воплотить в реальность самые разные фантазии.

И, наконец, картины можно делать самостоятельно. Изображение на отшлифованных старых досках в этом случае получится действительно уникальным. Недостатки у таких картин могут быть только в том случае, если были допущены какие-то ошибки в работе. Так, цвет может получиться не слишком ярким. Или рисунок может не совпадать с желаемой картинкой.

Как сделать рисунок

Изображения на деревянных поверхностях можно рисовать разными способами:

  • при помощи предварительно подготовленного трафарета;
  • использовать точечную технику росписи;
  • сделать рисунок по эскизу.

Выбор расписной техники зависит от навыков и опыта мастера.

Трафаретный метод

Трафаретная печать по дереву.

Использование трафарета для нанесения изображения – это самый простой способ рисования по дереву. Готовый шаблон рисунка накладывается на основание, обводится карандашом и раскрашивается акрилом.

Трафарет любого изображения можно изготовить самостоятельно. Для этого достаточно найти в интернете необходимый рисунок, распечатать на принтере и вырезать. А можно заказать изображение у знакомого художника.

Точечный метод

Эта технология росписи по дереву подойдет тем, у кого отсутствуют художественные навыки. С помощью точечного рисования можно создавать красивые узоры.

По технологии точечного рисования на готовый эскиз наносится множество точек, которые являются ориентирами для копирования изображения на деревянную плоскость. Чем больше таких ориентиров, тем точнее можно перенести оригинал картинки на необходимый предмет.

Воспользовавшись точечной методикой копирования, даже те, у кого нет навыков рисования, могут создавать художественные шедевры. Для этого надо скопировать мягким простым карандашом точечный эскиз на поверхность предмета из дерева и покрыть красками под оригинал или проявить собственную фантазию.

По эскизам

Под методикой росписи по эскизам подразумевается свободное творчество. Мастер предварительно создает эскиз изображения, затем переносит его на деревянное изделие и раскрашивает.

Для художников эскизами выступают детали картин. А те мастера, которые не занимаются профессионально творческой деятельностью, могут использовать в качестве эскизов геометрические фигуры. При помощи эскизов можно создавать собственные узоры, используя растительные и геометрические компоненты.

После полного высыхания декорированную поверхность рекомендуется покрыть тонким слоем лака, состав которого подбирается в зависимости от используемых красителей. Это увеличит период эксплуатации предмета.

Подготовка к занятию

Важная часть любого занятия по ИЗО — подготовка. Прежде всего для росписи понадобится основа. На самом первом занятии педагог может предложить детям просто листы белой бумаги (стандартная форма А5), квадраты (вырезаны из формата А4 либо меньшего размера) либо полоски (половинка листа А4, но только он разрезается вдоль).

На первом занятии в старшей группе ребята могут освоить простой орнамент на полоске

На последующих занятиях ребятам уже предлагается основа в виде какого-то предмета кухонной утвари: доска, ваза, блюдо, тарелка, бокал, чаша, ложка и пр.

Основа может быть в виде предмета посуды и вовсе не обязательно белого цвета

При этом желательно затонировать бумагу в какой-то цвет. Традиционно воспитатели выбирают жёлтый, однако гораздо лучше будет окрасить основу под дерево, подобрав соответствующую краску или же смешав жёлтый цвет с коричневым (поэкспериментировать на палитре).

Очень реалисто будет смотреться основа, тонированная под дерево

Для работы понадобятся краски и кисти. Для городецкой росписи гуашь подойдёт гораздо лучше акварели: изображение получится ярким и насыщенным. Кисти же должны быть разной толщины — для прорисовки крупных и мелких элементов узора.

Для творчества понадобится гуашь и кисти разной толщины

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector