Техника росписи по дереву и ее особенности

Содержание:

Всем знакомая акварель

Акварельная краска представляет собой тонко растертый пигмент, смешанный со связующими веществами, основанными на растительном клее. Также в ее состав входит глицерин и фенол. Акварель характеризуется прозрачностью. В продаже можно встретить три вида этой краски:

  1. Жидкое средство в тюбиках.
  2. Мягкая краска в кюветах.
  3. Твердое вещество в плитках.

Начинающие художники используют именно акварель для разрисовки матрешек. Она отлично подойдет для фона на больших участках, потому что разбавляется водой. Вот преимущества этой краски:

  • создает легкие и воздушные рисунки;
  • оснащает изображения тенью и переходом оттенка;
  • делает мазки незаметными;
  • правдиво передает естественные оттенки;
  • отлично смешивается с другими средствами для окрашивания дерева.

Изделия, разукрашенные акварелью, лучше покрывать прозрачным лаком.

Особенности городецкой росписи

Основное отличие этого промысла – содержательность. Каждый элемент изображения служит рассказчиком, рисуя не только визуально привлекательный ряд, но и целую историю. Апофеоз содержательности городецкой росписи – жанровые сцены. Они вольные и достаточно условные по своему характеру, иногда даже граничат с шаржем. Но при этом их очень интересно рассматривать, «читать».

В городецкой росписи нередко реалистичные мотивы соседствуют с идеализированными. Образы животных и птиц очень декоративны. На расписных изделиях можно увидеть львов и барсов, которые для России, естественно, были экзотическими животными. Но даже привычный конь предстает на расписной доске горячим, сильным, и при этом изящным животным, поза его горда и воинственна, и сам он предстает не тягловой силой, а царственным животным.

Не редкость для городецкой росписи – парные изображения, обращенные друг к другу элементы. Где сюжет того требует, художник пользуется мотивом пышного занавеса. Самые предпочитаемые цвета: ярко-красный, выразительный зеленый, глубокий синий, черный. Роспись ведется кистью, предварительный рисунок не наносится. Техника предполагает и широкие мазки, и тончайшие линии, виртуозность прорисовки которых требует навыков и опыта.

Еще по теме «Роспись по дереву»:

Роспись по дереву (мастер-классы).

Роспись по дереву (мастер-классы).. Предложения и поиск подработок. Частные заочные 2-х месячные занятия росписи по дереву с 1 октября один раз в неделю.Вы научитесь «создавать…

Просто расписаться)

У них же там время росписи все занято. Если будет где-то окошко, то можно попросить добрую тетеньку. Мы сказали, что уезжаем и уже куплены путевки и нас расписали в нужный нам день.

поделки из янтаря/янтарного песка

Материал декораций выбирается в зависимости от предполагаемой жесткости воды в вашем будущем аквариуме. Знаю, что сейчас, в межвремение между поделками из природных материалов и Новогодними игрушками, опять просят сделать поделки по правилам дорожного…

прибор для выжигания по дереву

Раздел: Игрушки и игры (аппарат для выжигания по дереву для детей со скольки лет). Может кто-то подскажет: ребенку 5 лет, хочу подарить ему набор для выжигания по дереву.

костюм дерева

костюм дерева. вчера меня младший обрадовал, что он в школьном спектакле дерево. убицца веником. я единственное, что сообразила, что у него есть коричневые брюки. все. какие еще…

Обучение росписи

Обучение росписи. Творчество. Образование взрослых. Мы покажем Вам как с помощью росписи декорировать обычных вещей и добавить новых красок в вашу жизнь.

Роспись полукистевая

Роспись полукистевая. Всегда считала, что рисование не мое и не для меня. Занесло меня как-то на курсы росписи и уже с первого занятия я ушла с вот такой красотой, сделанной…

как извести иву

как извести иву. Борьба с сорняками. Дача, сад и огород. Дача и дачный участов: покупка, благоустройство, посадка деревьев и кустарников, рассада, грядки, овощи, фрукты, ягоды, урожай.

Деревянная кухня — чем очистить от жира?

Раздел: Уборка (как почистить деревянную мебель от жира). Деревянная кухня — чем очистить от жира? Девушки, какое средство можно использовать для очистки деревянных поверхностей в кухне от жира?

Можно ли самим расширить подоконники?

У меня были деревянные подоконники, поэтому наращивать их пластиком — не лучший вариант. 10:07:06, Polett. У нас основоной подоконник бетонный… И стена под ним тоже.. И окна деревянные .. На пластик менять не собираюсь пока…

Костюм Сосны — где или как?

Из дерева – своими руками : выбор материала и подготовка поверхности. Магазин IKEA предлагает множество заготовок из сосны, и только ленивый не расписал еще В одевание плоских кукол в бумажные костюмы (не знаю, есть ли название у такой игры).

Чем покрыть рисунок из гуаши?

Сестра сделала красивый подарок дочке, — в виде рисунка, выполненного гуашью, по дереву. Как начать заниматься изобразительным искусством вместе с ребенком: готовимся к рисованию.

кухня — МДФ или МАССИВ?

да дерево само по себе помпезно. Мы когда думали где делать кухню — в гостинной или на кухне — у нас было 2 проекта. Ламинированные МДФ сопротивляются износу и чистятся намного легче, чем лакированное дерево. У нас вокруг некоторых ручек, которые часто используем, не…

Краски для дерева

Краски для дерева. Ребенок совершенно неожиданно заинтересовался матрешками. Заказаны деревянные болванки для росписи. Но я не знаю: -какими красками это можно делать…

как покрасить рамку?

Задача. нужна бледно-зеленая потертая рамка. Есть деревянная. надо покрасить. Как? Покрасить в белый, потом в зеленый, пройтись шкуркой…Или наоборот нижний слой зеленый? Или просто зеленым по дереву и шкуркой (или железной щеткой)?.

помогите слепить дерево!

Из дерева – своими руками : выбор материала и подготовка поверхности. Расскажем, как сделать роспись по дереву по всем правилам

Их надо тщательно выбирать, обращая внимание и на саму текстуру дерева, и на форму заготовки

Технология оклеивания пленкой.

Технология оклейки поверхностей моющейся пленкой. Последние пять-шесть лет в продаже имеется огромный выбор Подготовка поверхности заключается прежде всего в очищении и обезжиривании. Причем что самое удивительное, в ванной шкаф из такого же материала, я…

Как называется итальянское дерево?

Как называется итальянское дерево ?. Правильное название цветов.. Цветоводство. Лечение косметологических проблем с помощью компонентов морской среды называется Из дерева – своими руками : выбор материала и подготовка поверхности.

Как выбрать кисти для росписи

Выбор кисточек для разрисовки зависит от вида краски. Кисти изготавливают из нейлона, полиэстера, пони, белки, козы. Есть кисточки из барсука, соболя, щетины, колонка (из семейства куньих). Они бывают натуральные и синтетические, тонкие и толстые, круглой формы и плоские (расплющенные).

Список красок и подходящих кисточек:

  • для акрила — синтетические, из колонка, щетины;
  • для акварели — мягкие беличьи, колонковые, из пони, козы;
  • для масла — синтетические, из щетины, колонка;
  • для гуаши — из белки, колонка, пони;
  • для анилиновых красок — колонковые.

При покупке круглых кисточек нужно обращать внимание на их толщину, то есть диаметр. Все кисти маркируют от 0 до 20 и выше

Самые тонкие — «нулевые». Тоненькие кисточки нужны для прорисовки мелких деталей. Кистями средних размеров рисуют основной узор.

Плоские кисточки нумеруются только четными цифрами. Самой маленькой считает «2». Состоит такая кисть из ручки (деревянной или пластмассовой), металлического цоколя (обоймы) и волосяного пучка. Может иметь ровный, косой, полукруглый верх.

При выборе кисточки смотрят, чтобы металлическая обойма не шаталась, ручка не гнулась, волоски не вылезали. Перед покупкой нужно погладить кончик кисти. Если волоски остались в руке, товар лучше не покупать. Для росписи по дереву нужно несколько кисточек разной толщины.

Работа с масляной краской

Опытные мастера или те, кто уже более-менее владеет техникой нанесения средств на дерево, пользуются масляными красками. Они позволяют получать красивые яркие узоры на темных тонах. Масляные тюбики заполнены очень яркими оттенками. Они долго сохнут, но потом практически въедаются в поверхность, после чего их невозможно стереть.

Для разведения масляного средства из тюбика используют растворитель (уайт-спирит или олифу). Именно масляные краски позволяют делать роспись на темном фоне под хохлому. Для производства таких красок используют льняное, сафлоровое или ореховое масло. Именно оно придает краскам насыщенный тон. Художественные масляные средства имеют свойство храниться около трех лет.

Можно ли научиться росписи по дереву?

Народные художественные промыслы относятся к изобразительному искусству и требуют определенной подготовки, но каждый, кто обладает терпением и усидчивостью, может освоить основные принципы раскраски изделий. Существуют специальные методики, которые так и называются «Роспись по дереву для начинающих», куда входят ознакомление с процессом и практическая работа. Первоначально занятия носят обобщенный характер, а после приобретения навыков можно переходить на конкретный художественный стиль, например, городецкий. В любом случае, роспись по дереву — для начинающих это увлекательный творческий процесс.

Как сделать рисунок

В зависимости от уровня мастерства роспись по дереву можно делать, используя следующие технологии:

  • точечную;
  • с использованием трафарета;
  • рисунка по эскизам.

Точечный метод

Точечная методика тоже помогает создавать красивые вещи тем, кто не имеет художественных навыков. Точечный метод заключается в том, чтобы на рисунке-эскизе нарисовать множество точек-ориентиров и как можно точнее скопировать из выбранного эскиза на разрисовываемую поверхность.

Точечный способ рисования требует некоторых навыков. Но, может, стоит вспомнить, как в детстве соединяли линиями цифры, и получался какой-то силуэт? Точечный способ разрисовывания основан именно на этом, и чем больше будет перенесенных точек, тем точнее будет соответствие выбранной картинке, которую потом останется только раскрасить.

Точечный способ перенесения картинки на основу позволяет создавать художественные шедевры тем, кто почти не имеет навыков рисования. Достаточно просто скопировать один или несколько рисунков при помощи мягкого карандаша и раскрасить. Можно сделать, как было в оригинале, но лучше проявить фантазию и подобрать собственные цвета.

По эскизам

Эта техника подразумевает свободное творчество, когда рисуется эскиз, а потом переносится на основу и раскрашивается. Эскизами могут быть как элементы картины (для художников), так и любые геометрические элементы (для тех, кто не умеет профессионально рисовать)

Используя эскизы, можно придумать свой неповторимый узор для рисования, и неважно, что при этом используется: геометрические фигуры, растительные элементы или свободное профессиональное творчество

Готовый и высохший шедевр рекомендуется покрыть лаком для долговечности. Основа лака, как и основа грунтовки, подбирается в соответствии с красителем. После высыхания лака разрисованным изделием можно пользоваться.

Расписывать деревянные предметы несложно. Освоив одну из предложенных техник и подобрав подходящую краску, можно создавать настоящие шедевры, сделав свой дом или интерьер квартиры по-настоящему неповторимыми.

Роспись по дереву, это такой вид искусства которое уходит в далекое прошлое. Еще задолго до начала нашей эры, первые люди, научившись изготавливать из металлов инструменты, задумались о том, что им можно придать красивый и оригинальный вид.

В настоящее время своеобразные рисунки на мебели, игрушках, посуде и на иных предметах становятся оригинальным украшением, чему радуются не только дети, но и даже взрослые.

Материалы и инструменты для росписи

Материалы

Основной материал для росписи — краски. При росписи древесины применяют те же краски, что и в живописи: масляные, темперные, гуашевые, акварельные, а так же анилиновые красители. Для мезенской росписи лучше всего подходят гуашевые и темперные краски.

Инструменты

Основной инструмент мастера росписи — кисть. Чаще всего для росписи используют круглые беличьи и колонковые кисти разных размеров. В мезенской росписи вам, как минимум, понадобятся такие кисти:

· круглая колонковая № 1 и № 2 с ворсом средней длины (для контурной работы и обводки черной краской). · круглая беличья № 2 и № 3 для нанесения красной краски. · плоская синтетическая или щетинная № 4,5,6 для нанесения грунта и для покрытия лаком.

Идеальная кисть для росписи должна напоминать каплю, семечко, пламя свечи. Приобретая кисточки, проверяйте их по внещнему виду, чтобы были погуще, с аккуратно подобранными волосками. Макните кисть в воду и стряхните ее, чтобы проверить кончик. Найти хорошую кисть не просто, каждая проявляет свой характер. Любимыми кистями мастер очень дорожит, никому не одалживает, потому что каждый имеет свой почерк, а это обязательно отразится на кисточке. Деревянный кончик кисточки тоже рабочий — он используется как “тычок” для нанесения точек: “семечек”, “росинок”. Отработанная кисть еще послужит вам в качестве “тычка”, если аккуратно срезать оставшиеся волоски.

Палитра

нужна, чтобы смешивать краски, подснимать с кисти лишнюю краску. Палитрой может служить белое блюдце, кафельная плитка, кусок оргстекла, крышка.

Окончательная отделка расписанного изделия

Лаковое покрытие позволяет защитить роспись на дереве от воздействия внешней среды: влаги, перепадов температур, активных веществ. Кроме того, кроющие материалы —олифа, лак, мастика — придают изделию дополнительный декоративный эффект.

Обработка изделия лаком — тоже своего рода искусство. Бывает, что красиво разрисованная вещь под неправильно подобранным или плохо нанесенным лаком теряет привлекательность. Не случайно на предприятиях художественных росписей есть профессия лачилы. Вот кто знает все тонкости лаковых покрытий!

Масляный лак ПФ-283 (4С) зарекомендовал себя с лучшей стороны и наиболее подходит для нас. Он хорошо разбавляется скипидаром (обязательно натуральным)! Это лак прозрачный, достаточно светлый, но придает росписи некоторую желтизну, что для мезенской росписи даже желательно. Сохнет он не менее 72 часов при комнатной температуре. Ни в коем случае не ускоряйте этот процесс в горячей духовке — лак вздуется.

Лучше всего положить полаченную вещь в чистую, протертую перед этим влажной тряпкой коробку с крышкой или просто накрыть сверху коробкой для того, чтобы меньше садилось пыли и не распространялся запах лака.

При высыхании образуется глянцевая эластичная поверхность, которая имеет повышенные физико-механические свойства и устойчива при контактах с водой. Для работы отливайте небольшие порции лака и разбавителя в небольшие емкости, а большую банку с лаком плотно закройте крышкой и на несколько секунд переверните банку крышкой вниз. Возникшая герметичность не позволит лаку засохнуть. Не старайтесь покрыть изделие в первый же раз толстым слоем лака. Лучше первую обработку сделать лаком пожиже, дать ему хорошо просохнуть, а затем слегка зашкурить.

При нанесении лака как тампоном, так и кистью на поверхности образуются маленькие пузырьки из-за того, что из пор древесины выходит воздух. По мере высыхания часть из них исчезает, а некоторые остаются. Их особенно трудно сошлифовывать. Чем более разбавленным будет лак, тем меньше будет пузырьков. По мере увеличения слоев лака, каждый последующий слой должен быть тоньше предыдущего.

История

Ракульская роспись совсем не схожа с теми промыслами, что процветали в округе (устюжская, борецкая, пермогорская). В период своего расцвета и ракульское направление не уступало более известным «соседям». Его история не такая древняя, как у многих других течений: ранние работы относят к середине 19 века, а затухание промысла связывают с 30-ми годами прошлого столетия.


Ракульская роспись. Начало ХХ в.

Если и выявлять в росписи знакомые, возможно, заимствованные черты, это будет близость к миниатюрам поморских рукописей (созданных в селениях на реке Выг). Но интересна любому исследователю ракульская роспись тем, что точно можно проследить историю ее развития. Сводится она даже не к конкретному поселению, а к семье. В деревне Ульяновская прялки и набирухи (т.е. емкости для сбора ягод) расписывала лишь семья Витязевых. И каждое новое поколение подхватывало традиции родителей, продолжая, тем самым, развитие промысла.

Интересный факт! Так как никто в округе долгое время не занимался тем же, исследователи справедливо полагают, что Витязевы могли быть семьей старообрядцев. Во время гонений они могли сменить место жительства, и там, вместо переписи книг заняться росписью бытовых вещей. На эту версию указывает характер росписи, несомненно, вобравший в себя традиции оформления книг.

Роспись бокалов

Стеклянную посуду (например, бокалы), можно расписывать и в другой технике, нанося выпуклые точки акриловым контуром в тюбиках. Поверхность при этом напоминает бисерную вышивку. Линиями этого же контура можно имитировать кружево или морозные узоры. Для такой техники часто не применяют даже эскизов или шаблонов.

Тонкие фужеры из ровного стекла расписывают как стеклянную банку, помещая внутрь емкости эскиз, если рисунок сложный. Для простого орнамента часто не применяют никаких предварительных заготовок, проводя все линии от руки. Украсить бокал можно и через трафарет.

Подготовка к работе

Изучив основные виды и техники росписи, перед работой над изделием нужно подготовить все необходимое для творчества:

  • деревянную заготовку либо предмет для росписи;
  • карандаш и ластик;
  • мягкую и жёсткую наждачную бумагу для очистки дерева;
  • листы для эскизов или шаблоны;
  • палитру;
  • набор кистей;
  • краску;
  • посуду для жидкости;
  • морилку, чтобы подчеркнуть рельефность дерева и придать определенный оттенок;
  • грунтовку;
  • лак для защиты изображения.

Начинающему мастеру важно правильно подготовить поверхность к работе. Нужно очистить и отшлифовать заготовку наждачной бумагой

В качестве грунтовки можно использовать краску для фона. После нанесения и просыхания рисунка важно закрепить результат прозрачным лаком, тогда произведение будет дольше радовать своим насыщенным и ярким цветом.

Выбор кистей также немаловажен. Для росписи чаще используют кисточки натуральные — беличьи, соболиные и колонковые. Для акриловой росписи подойдут и синтетические. Размеры кисточек обозначены цифрами. В работе используются кисти разных размеров, в зависимости от величины элементов рисунка, которые расписываются.

Цвета

В большинстве произведений художник выбирает основными цветами золотисто-охристый и черный, а глубокий зеленый и коричнево-красный можно считать второстепенными. Но такое деление условно. На охристо-черном сочетании еще ярче играют красный и зеленый, потому они могут казаться главными героями расписного арт-объекта.

По цветовой насыщенности ракульская роспись опережает многие другие промыслы

Черный цвет участвует не только в прорисовке контура, им выполняют усики, прожилки, завитки. Не везде, но в некоторых ракульских работах можно увидеть и рассыпанные белые полукружочки – они украшают весь орнамент.

По цветовой насыщенности эта роспись опережает многие другие промыслы. Она яркая, жизнеутверждающая. Видно, что художник не боится колористической выразительности (и это новый довод в пользу того, что зародили промысел люди образованные). Он умело управляется с цветом, пропорционально распределяя его по полотну. Ни один цвет при этом не перекрывает другой.

Как нарисовать лиственное дерево

Нарисовать дерево карандашом для начинающих достаточно просто, если делать это поэтапно

Однако важно определить для себя, какое именно растение вы хотите изобразить. Просмотрите фотографии в интернете, прогуляйтесь в парке или в лесу

Мы гарантируем, что вы найдете множество причудливых форм деревьев. Мы же возьмем стандартный вид. На нем проще всего показать те приемы, которые помогут вам в ваших творениях. Усвоив азы и основы, вы сможете без особого труда изображать деревья, будь то элемент футуристического или сказочного пейзажа.

Черновой вариант

Чтобы перенести на бумагу воображаемое лиственное дерево, сделайте следующее:

  1. Проведите горизонтальную линию. Она обозначит почву, на которой будет стоять наше дерево. Продумайте, какая именно земля находится у подножья растения. Помните также, что деревья не могут стоять на почве просто так. Они держаться при помощи корней. Определите направления их роста.
  2. Проведите два коротких отрезка от линии заземления. Они определяют размеры ствола дерева. На этом этапе подумайте, сколько именно лет вашему дереву? От возраста будут зависеть размеры растения. Помните о соразмерности и пропорциях. В реальном мире вы, вероятнее всего, не встретите очень низкое растение со стволом очень большого диаметра. От концов линий проведите еще несколько. Они будут обозначать основные, самые крупные ветви деревьев.
  3. Обозначьте контур будущей кроны. В данном случае мы оформим ее округлой. Концы кроны соедините на стволе. Это наиболее распространенный вариант того, как нарисовать дерево поэтапно для начинающих, поскольку он самый простой. Пользуйтесь им, если вам нужно нарисовать много деревьев на одном холсте. Однако, если вы хотите изобразить какое-либо необычное дерево, форма кроны – один из способов сделать это.

Добавляем деталей

Настало время довести черновик до толкового состояния. В первую очередь возьмемся за крону. Если вы повторяли за нами, то контур у вас получился ровный. Теперь легкими движениями изобразите волнистую линию по всей длине кроны.

Если вы рисуете дерево в естественных условиях, а не газонное растение, то помните, что идеально округлой кроны не бывает. Сделайте углубления или выступы, чтобы придать большую реалистичность. Полностью повторить рисунок, как получилось в уроке, у вас не получится. Но это абсолютно естественно. Помните, что мы лишь даем рекомендации, которые могут помочь вам в большинстве ситуаций. Но, если вы считаете, что нужно сделать по-другому, смело делайте это.

Тени и затемнения

При изображении извилистых линий помните, что крона ближе к стволу всегда несколько темнее, так как получает гораздо меньшее количество солнечного света. Чтобы добиться желаемого эффекта, наносите штрихи легкими движениями. Увеличьте количество извилистых коротких линий между ветками дерева.

Если вы хотите грамотно нарисовать дерево поэтапно карандашом, помните о тенях. В нашем случае свет падает прямиком сверху. Поэтому весь ствол темный. У его основания мы также наносим затемнения. По форме они должны напоминать овал, если крона имеет округлую форму. Также нарисуйте тени и на самой кроне.

Чтобы сделать это правильно, подумайте, где листья собрались более плотно, где у кроны есть выступы. Определив эти участки, заштрихуйте места под ними. Если вы работаете одним карандашом, то просто нажимайте на инструмент чуть сильнее, чем обычно. Также существуют целые наборы карандашей с разной степенью жесткости. Даже если использовать их с одинаковым нажимом, грифели будут оставлять рисунки разной степени затемнения.

Как перенести рисунок на заготовку

Профессиональные ремесленники сразу расписывают заготовку, но для начинающих мастеров потребуется предварительный перевод картинки на поверхность. Для этого существует несколько способов. Можно попробовать разные варианты переноса и подобрать более удобный.

Трафаретная методика

Перенести рисунок на заготовку можно при помощи трафарета. Для этого в интернете подобрать рисунок и с помощью канцелярского ножа вырезать его. Этот способ возможен для переноса только простых картинок, поскольку для витиеватых узоров понадобится время, ловкость рук и аккуратность.

Более удачный вариант – при помощи кальки. Для этого простым карандашом на шероховатую сторону переносят рисунок, затем прикладывают его к деревянной поверхности, закрепляют скотчем и обводят с обратной стороны. Один узор можно переносить до четырёх раз. Специалисты советуют использовать жёсткий валик. Его следует прокатать несколько раз по закреплённому эскизу.

Перенос рисунка при помощи кальки

Многие выбрали для себя термический перенос рисунка при помощи утюга. Для этого подойдет плотная бумага, а также глянцевые страницы журналов. Следует на лазерном принтере распечатать узор, затем приложить сторону с рисунком к заготовке и прогладить

Из-за неровной структуры дерева не весь рисунок хорошо переведётся, кроме того, здесь важно подобрать оптимальную температуру утюга, чтобы картинки с глянца тоже не перевелись на изделие

Термический способ перевода узора

Точечная методика

Точечная методика – это прекрасный вариант для тех, кто совсем не умеет рисовать. Техника заключается в нанесении на основу множества точек, которые впоследствии соединяются сплошной линией. Чем больше их будет нанесено на эскиз, тем точнее получится узор. Также её используют для соединения мелких элементов, например, травинок, стеблей, просветов между узорами.

Существует точечная техника росписи по дереву, в которой эскиз на заготовку переносят тремя способами.

  1. На заготовке делают разметку, отмечают основные точки и двигаются к ним при помощи точек.
  2. На поверхности из дерева последовательно отрабатывают каждый цвет.
  3. Последовательная работа с каждым участком рисунка, этот вариант самый удачный, поскольку картина вырисовывается сразу.

Рисунок по эскизам

Ещё один вариант переноса изображения – под копирку, для этого желательно подбирать её по цвету рисунка, поскольку могут остаться пятна. Работать нужно следующим образом.

  1. Распечатать рисунок.
  2. Положить его на копирку, красящая сторона которой должна лежать лицом к заготовке.
  3. Закрепить рисунок при помощи скотча и обвести его по контуру.

Перенос эскиза под копирку

Опытные художники самостоятельно рисуют эскиз на бумаге, это может быть целая картина или некоторая её часть. Затем рисунок переносят на поверхность и расписывают.

Виды росписи по дереву

Деревянную кухонную посуду с незапамятных времен разрисовывали узорами. Таким способом народные умельцы украшали предметы своего незамысловатого быта. Любая техника росписи по дереву отличается простотой исполнения, вольным выбором изображения и доступностью красящих пигментов.

Мезенский декор

В Архангельской области и в Республике Коми в низовьях реки Мезень в начале 19 века возникла оригинальная техника росписи деревянных предметов. Главные особенности:

  • преобладание красного и черного цветов;
  • орнамент, напоминающий резьбу по дереву;
  • изображение повторяющихся фигурок оленей, лошадей и птиц.

Мезенской техникой расписывали кухонную утварь и различные бытовые предметы. В процессе росписи использовали черную сажу и красную охру. Расписывали негрунтованное дерево, а после нанесения рисунка его покрывали олифой. Раскрашенные красно-черными узорами предметы приобретали золотистый оттенок.

Хохлома

Хохломская роспись по дереву получила свое название от села Хохлома, которое находится на территории Нижегородской области в Приволжье. Техника старинная, датируется 17 веком. Существует легенда, что ее придумали старообрядцы-иконописцы. Они впервые начали расписывать кухонную посуду и мебель золотистым рисунком.

Хохлома — это декоративный узор в красном, зеленом, желтом цвете, выполненный на черном фоне. Золотистость росписи придает применение порошка олова или алюминия. Хохлома — это растительный повторяющийся орнамент или рисунок в примитивном стиле. На предметах изображают птиц, цветы, листья, ягоды рябины, клубники, земляники. Расписанные изделия на финишном этапе покрываются лаком и закаляются в печи. Такая процедура придает предметам золотистый блеск.

Северодвинская роспись

Северодвинская техника росписи дерева и бересты возникла в 18 веке в Архангельской области, по берегам реки Северная Двина. Мастера расписывали красным цветом, в основном, кухонную утварь. Каждое селение Архангельской области славилось своей особой техникой (пермогорская, борецкая, ракульская).

Все северодвинские росписи объединяли общие черты: нанесение черной каймы, обрамляющей каждое изображение; рисунки в красном, зеленом, желтом цветах; растительный орнамент или узор. В центре композиции нередко рисовали птиц. Северодвинская роспись напоминает технику нанесения эмали в черном контуре. В настоящее время орнамент рисуют гуашью и покрывают лаком.

Городецкие узоры

Городецкая техника получила свое название от города Городец, который находится в Нижегородской области. Возникла роспись в 19 веке. Рисунками и орнаментом в стиле городецкой техники разрисовывали прялки, предметы быта, посуду, мебель, даже ставни и двери. Преобладающие цвета — красный, желтый, зеленый, синий.

Городецкую технику отличает оригинальный сюжет. Обычно это шаржевое изображение крестьян, купечества, знати в пышных костюмах. Художники рисовали сцены из жизни в примитивном народном стиле, украшая свои картины по бокам растительным орнаментом. Рисунок наносился на сырое или грунтованное дерево произвольными мазками. На финишном этапе изображение покрывали лаком.

Описание городецкой росписи

Городецкая роспись XIX в.

Поволжские мастера долгое время занимались резьбой по дереву: изящной обработкой украшался каждый корабль по задумке Петра I. И военную мощь нужно было показать, считал государь, и художественный талант народа. Но когда кораблестроение переместилось ближе к морским берегам, умельцы с Поволжья принялись искать для себя новую нишу. Одни стали вырезать ложки, другие – миски, чашки, третьи специализировались на прялках. С этих прялок и началась городецкая роспись.

Сначала это была инкрустация деревом, впоследствии же для улучшения товарного вида и экономии расходных материалов, а также облегчения труда, мастера стали подкрашивать прялки. Яичные краски делали прялки яркими, узнаваемыми, а главное, востребованными. Законы рынка работают всегда – так и появилась знаменитая городецкая роспись.

Название закрепилось, так как Городец (вслед за Нижним Новгородом) был главным рынком сбыта расписного товара. Прялки сегодня увидишь разве что в музее, а красивая, радующая глаз роспись и поныне живет. И чаще всего увидеть городецкую роспись можно на разделочной доске.

Особенности промысла:

  • в большинстве случаев мастера расписывали изделия без нанесения предварительного рисунка, но при этом могли они использовать эскизы в цвете;
  • первыми работами художника были плоские столярные изделия (те же разделочные доски);
  • фон изделия – от светло-желтого до темно-красного, строго соответствует замыслу художника;
  • отличают городецкую роспись мелкие, но изящные детали – разживка, легкая штриховка, изогнутые мазки;
  • готовая работа после высыхания закрепляется лаком;
  • общие правила городецкой росписи, тем не менее, не противоречат появлению авторских вариантов.

Сюжетными картинками промысла интересуются историки искусства: по ним виден не только быт русского народа, но и вполне конкретные исторические события.

И, что особенно важно, в ранних работах отмечено свойственное русскому народному искусство решение – гармоничное соединение реальности и фантастики. На досках и донцах прялок могли появляться как вполне реалистичные невесты, так и фантазийные всадники, и даже экзотические пальмы

Познакомиться полнее с городецкой росписью, вы сможете в нашей обзорной статье: «Что такое городецкая роспись: история, виды, описание, особенности росписи для детей».

Что украшали росписью

Распространено было на Печоре украшение коробов. Это были нехитрые, но привлекательные орнаментальные полосы. Правда, очень много расписных коробов привозили сюда по зимней дороге из Палощелья. У типичных мезенских изделий появились и местные конкуренты. Роспись коробов и даже сундуков в пижемской традиции не менее интересна, чем роспись ложек. Дело в орнаменте: он поистине оригинален и спутать его с любым другим русским орнаментов и правда сложно.

Современное применение пижемской росписи

Даже с ближайшими местными ремеслами пижемский орнамент не схож. И роспись ложек, кажется, не роднится напрямую с этими чудными узорами. Кажется, что рисуют мастера на сундуках да коробах пучки трав, связанных в узелки. Стройный, упругий, строго упорядоченный орнамент этих узоров очень своеобразен. И он действительно органичен местностью, в которой его и применяют – географический контекст печорского края определяет такую художественную строгость.

Старинный ствол ружья

Стволы ружей – еще одна интересная область применения пижемской росписи

Когда стволы покупали на ярмарках, обращали внимание на очень красивые расписные приклады. Эту красоту создавали местные мастера

И это тоже очень необычная сфера применения промысла, выделяющая его среди многих других направлений. Это был самый дорогой расписной товар на ярмарке – ружья с красочными прикладами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector