Роспись стен по сырой штукатурке

Порядок действий

Подготовка стен

Первым делом необходимо снять старые отделочные материалы. Если в целом штукатурка надежно прилегает к основанию, то ее можно оставить. Стену нужно очистить от пыли и строительного мусора. Затем на ней необходимо выполнить насечки глубиной около 8мм. Для этого пользуются перфоратором, долотом или топором. Плотность расположения насечек ‑ примерно 100-120 шт на 1 м2. После этого со стены сметают пыль.

Чтобы штукатурный раствор максимально надежно закрепился на основании, его нужно прогрунтовать раствором глубокого проникновения. После высыхания грунтовки наносят черновой штукатурный слой. Его задачей является устранить дефекты, выровнять поверхность. Слой должен хорошо просохнуть, затем можно переходить к созданию базового слоя, на который будет наноситься рисунок.

Приготовление раствора

Секрет качественной фрески заключается в правильно приготовленном растворе. Универсального рецепта нет: каждый мастер самостоятельно подбирает пропорции компонентов. Но можно воспользоваться общими рекомендациями, корректируя их по мере необходимости.

Основой штукатурки является известь. Она должна быть свежей, чистой и качественной. Экономить на материале не стоит: чем лучше известь, тем прочнее будет основание, тем лучше на него ляжет краска. Известь нужно загасить чистой водой, оставить на две недели. Это положительно влияет на ее свойства. Как наполнитель используют крупнозернистый песок, можно добавить к нему кирпичную крошку.

Если готовится раствор для улицы, то количество крошки должно быть минимальным. Придать составу эластичность и защитить покрытие от растрескивания поможет добавление мелкорубленой пеньки или целлюлозных волокон.

Раствор приготавливают непосредственно перед использованием. Базовый слой готовят в таких пропорциях: известкового теста ‑ 1 часть, наполнителя ‑ 3 части. Для лицевого слоя берут немного меньше наполнителя ‑ 2,2 части.

Технология оштукатуривания

Фресковая роспись требует соблюдения определенного порядка оштукатуривания. За сутки подготовленную поверхность необходимо увлажнить, повторив увлажнение еще раз за 1,5 часа до оштукатуривания.

Раствор первого слоя набрасывают не толще 8 мм. По стене его распределяют теркой, не стараясь сильно разгладить. Улучшить сцепление штукатурных слоев поможет создание волнистых борозд глубиной 2 мм через каждые 40 мм.

Первому слою дают хорошо просохнуть (примерно 12 суток). Затем его хорошо увлажняют. Второй слой будет промежуточным. Его можно пропустить, но при минимальном опыте выполнения такой работы даст возможность корректировать ошибки.

Иногда базовая поверхность покрывается белесым налетом. От него нужно избавиться, очистив и увлажнив стену еще раз. Если этим пренебречь, то адгезия штукатурки нарушится, а фреска может расслоиться. Когда высохнет промежуточный слоя, его увлажняют и наносят лицевое покрытие. В раствор для него не добавляют кирпичную крошку, волокна. Его выполняют толщиной 1-3 мм. Он быстро сохнет, поэтому обрабатывают стену постепенно. Параллельно наносят рисунок.

Подготовка поверхности стены

К этому этапу надо относиться очень ответственно. Дело в том, что традиционная технология запрещает применение современных материалов и пропиток для повышения показателей адгезии, предупреждения растрескиваний и отслоений. Долговременный эффект надо достигать иными методами.

Таблица. Этапы подготовки основания

Наименование операции Особенности и порядок выполнения

Удаление старого слоя штукатурки

Выполняется лишь в тех случаях, когда стены уже отделаны по современной технологии. Как мы уже упоминали, здание должно быть только из полнотелого красного кирпича, другие варианты в принципе не могут рассматриваться. Старая штукатурка удаляется во всех случаях, не имеет значения, хорошо она держится или нет. Причина – для живописи по сырой штукатурке есть жесткие требования, она не может иметь в своем составе цемент. В те далекие времена этот строительный материал известен не был, а все современные смеси изготавливаются с его использованием. Цементные покрытия не имеют тех физических характеристик, которые требуются для фресок. Для оштукатуривания готовятся специальные составы, о них мы подробнее расскажем в статье немного ниже.

Подготовка поверхности к оштукатуриванию

Надо принимать все меры для увеличения прочности сцепления штукатурки. Поверхности не только очищаются от пыли и грязи, но и сильно увлажняются. Если кладка гладкая, то делаются насечки. Стены надо выровнять, перепад поверхностей по неровностям не может превышать одного сантиметра, а общая толщина всех слоев покрытия в пределах 2–4 см. Нарушение этого требования приводит к тому, что краска неравномерно проникает в штукатурку, а это становится причиной неконтролируемого изменения оттенков после высыхания.

Оштукатуривание

Никакие грунтовки перед началом работ не используются, это грубое нарушение технологии, оказывающее крайне негативное влияние на конечный результат и долговечность фрески. Штукатурка наносится в несколько слоев, перерыв между ними может достигать 10–14 дней. Конечное решение принимается опытным мастером в зависимости от фактических условий и состояния покрытия.

Финишное покрытие

Чаще всего это делают сами художники перед нанесением рисунка. Финишное покрытие выполняется только раствором качественной специально подготовленной извести.

Теперь следует рассмотреть некоторые этапы более подробно.

Подготовка раствора

Долговечность фресок объясняется двумя секретами древнейшей известной живописной техники: специальным раствором для оштукатуривания и уникальным составом используемых красок. А от таланта художника зависит художественная часть работы. Какие компоненты должны быть в штукатурном слое?

Известь многолетнего гашения. К ней выдвигаются очень жесткие требования, для наиболее ответственных фресок специально покупают австрийскую известь десятилетнего гашения. Отечественные материалы по качеству не подходят. Известь имеет не только неплохие показатели адгезии с кирпичными стенами, этот материал обладает антибактериальными свойствами. Именно этим объясняется отсутствие на старинных фресках лишайников и мха, поверхности таких стен угнетают размножение все микроорганизмов.

Промытый речной кварцевый песок средней фракции. Это основной наполнитель штукатурного раствора. Наличие в нем глины категорически не допускается, она не только уменьшает прочность сцепления, но и становится причиной появления микротрещин, которые с течением времени увеличивают свои размеры и повреждают поверхность рисунка.

Крошка красного кирпича

Кирпич впитывает влагу и длительный период времени удерживает ее, что очень важно для живописцев. За счет этого несколько увеличивается ограниченное время нанесения красок на поверхность, штукатурка остается сырой, но твердой.

Пенька

Давний аналог современных армирующих добавок, кроме того, пенька также долго удерживает влагу – улучшаются условия нанесения живописи на стены.

Толченый уголь. Современные ученые пока не могут объяснить влияние этого компонента, но мастера его используют – так рекомендуется в старинных рецептах.

Шаг второй

Скорее всего, вы уже точно определились не только с рисунком, который будет располагаться на стене, но и с тем, какой из вариантов росписи вы будете использовать (трафаретную или художественную). Если же нет, то можете воспользоваться небольшой подсказкой.

Трафаретная роспись

Представляет собой самый простой из всех других типов. С помощью уже готовых заготовок и контуров, вы создаете рисунок, накладывая контуры картинким- вы лишь окрашиваете пустое пространство. Здесь уже обо всем позаботился мастер до вас.

Художественная роспись

Здесь очень много придётся работать с карандашом, так как вы создадите рисунок абсолютно самостоятельно. Выходит, что вы осуществите и создадите свой индивидуальный рисунок. Времени на такую работу нужно будет достаточно много — к этому нужно быть готовым.

Роспись

Как известно, раствор извести имеет щелочную реакцию, потому при замесе красок нужны щелочеустойчивые пигменты. Что это за пигменты: охра, киноварь, ультрамарин, сюда войдет и перекись марганца, лимонный, умбра, а также бордо, алый и др. Хотя в отношении ко дню сегодняшнему даже нет смысла перечислять пигменты: их намного больше. Главное при покупке красок – смотреть на их растворимость в воде и на их стойкость к щелочам.

Внимание! Пигмент нужно протестировать. Его нужно развести в том составе, с которым вы будете работать

Например, в воде и извести. А потом пигмент наносится на заранее заготовленный фрагмент штукатурки. Новичкам имеет смысл провести такое тестирование со всеми пигментами.

Как происходит сама роспись:

  1. Если настенной живописью приходится заниматься впервые, желательно сделать на бумаге шаблон в полную величину. Хлопотная мера, но совсем не лишняя. Шаблон впоследствии прикладывается к стене и иглой мастер протыкает контуры главных фигур картинки. Это делается для того, чтобы на стене появился отпечаток изображения.
  2. После появления отпечатка контуры можете обводить. Обычно начинают работать со светлых тонов, плавно переходя к темным. Отлично действует послойное нанесение – так финишный слой ярче себя проявляет.
  3. Если есть необходимость выбеливания светлых участков, сделать это можно гашеной известью. Только потом на них нанесутся основные цвета.
  4. Если рабочий день уже закончен, а все сделать не успели (а так бывает чаще всего), штукатурку, которая еще не заполнена росписью, нужно срезать наискосок канцелярским ножом. Срезать ровно на толщину укрывного слоя – это делают для последующей маскировки шва.

И еще немного о краске. Если вы решили расписать наружные стены, то оптимальным вариантом будут краски на базе жидкого стекла. Разводят их на палитре. Контактируя с известью, жидкое стекло даст стойкую, нерастворимую текстуру, очень прочную. Такие краски выигрывают по многим показателям у традиционных составов.

Технология выполнения фресковой росписи старого образца

Дело в том, что фреска как вид искусства уже очень давно не используется в отделке в своем классическом проявлении, вместо нее стали модными так называемые «декоративные штукатурки».

Преимущество их заключалось в том, что они не требовали особой квалификации мастеров и больших затрат времени.

Это связано с трудоемкостью ее исполнения, начиная с подготовки и заканчивая конечными этапами росписи.

Можно выделить такой перечень этапов росписи:

  • подготовка поверхности;
  • перенос контуров рисунка на поверхность;
  • заготовка составов красок;
  • раскраска («разделка») участков рисунка и фона;
  • детальная роспись (роспись мелких деталей, теней, бликов).

Важным моментом среди этого всего является то, что на всех этапах росписи поверхность должна быть сырой, то есть, поверхности штукатурки не дают высыхать, оберегая ее от сушки солнцем, сквозняком и т. д., занавешивают ее влажной мешковиной после окончания рабочего дня. Итак, поговорим далее о том, как нарисовать фреску, а конкретнее – как нарисовать фреску на стене.

Подготовка поверхности под фресковую роспись старого образца заключается в том, чтобы по средствам известкового штукатурного раствора выровнять стены и выгладить их практически до идеала (высококачественной штукатурки с отклонениями по плоскости до 2 мм/2 м). После выравнивания стен идет их выглаживание с помощью просеянного известкового молока, что называется безпесчаной накрывкой штукатурки.

Перенос контуров рисунка на поверхность выполняется по средствам так называемого «картона» или фресковой карты.

Для его производства берется оригинал рисунка в полный размер (как правило, состоящий из многих листов, так как рисунок большой), и переносятся основные контуры на копирку, после чего по этим контурам шилом делаются проколы.

Готовое полотно с проколотыми контурами прислоняют к поверхности, и с помощью прижимания ватным тампоном с угольной пылью, перебивают по проколотым отверстиям контуры.

Заготовка составов красок происходит заранее, перед тем, как рисовать фрески. Для этого альфрейщик (мастер по фресковой живописи) берет оригинал в цвете и затирает определенные пигменты на воде, получая различной, необходимой тональности/цвета краски.

Готовые смеси разливают по герметичным емкостям, обозначая каждый основной цвет номером, номер проставляется и на участках контуров.

Сами пигменты являются натуральными/искусственными щелчестойкими составами, а затираются они исключительно на воде, просеянные через сито № 0.071 и 0.06 с 6400 и 10000 отв./см2 соответственно, в пропорции 1:3.

Разделка участков рисунка – это первый этап росписи, который подразумевает раскраску основными цветами участков, отбитых контурами на поверхности.

Для этого берут краску и мягкими кистями (чтобы не повредить сырую штукатурку) раскрашивают, сначала наибольшие участки, потом меньшие по убыванию.

Важным в этом процессе является то, что начатый участок нужно за раз раскрасить, исключая перерывы; кроме того, нужно работу выполнять упорядоченно и полосами, если участки очень большие (чтоб не допустить нахлестов в результате схватывания краски).

Детальная роспись участков выполняется поверх разделки; сутью ее является нанесение мелких деталей, бликов, теней, текстур и т. д.

Берутся для этого опять-таки мягкие кисти (беличьи или колонковые). Как и в случае с разделкой, каждый элемент должен наноситься без перерывов; работа такова, что исключается возможность исправления, так что работать нужно аккуратно и безукоризненно.

Что касается теней и бликов, то в фресковой живописи их бывает по 3-4 тональности каждой, то есть тень бывает глубокой, средней и мелкой. То же самое и со световыми эффектами, осветлений бывает несколько тональностей.

Существует и другая разновидность фрески – «фреска а секко», сутью которой является роспись по сухой штукатурке (от итал. Secco – сухой) теми же пигментами, затертыми на воде с примесью известкового молока.

Технология практически та же, однако, после высыхания штукатурки, ее увлажняют водой и грунтуют составом ивесть-кипелка 1-го сорта (MgO2 не больше 3%) – 1; вода – 9. Грунтовку опять-таки увлажняют водой перед началом росписи.

Единственным преимуществом данного вида фрески является то, что есть возможность вносить корректировки и другие исправления, для этого соответствующий участок увлажняют, наносят грунтовку и заново расписывают. При этом стоит заметить, что такая фреска имеет более тусклые, разбеленные цвета (по причине наличия извести в составе красок), а также менее долговечная, нежели сырая фреска.

Процесс изготовления

Чтобы произвести роспись по декоративной штукатурке можно изготовить штукатурку своими руками. Основой является природный материал – известь, которая при высыхании водного раствора, сильно твердеет и прочно закрепляется на поверхности стен. Известь высшего сорта, прошедшую качественный обжиг, гасят в большом объеме воды и дают отстояться некоторое время.

В качестве наполнителя может служить крошка из кирпича. Данный компонент дает возможность смеси высыхать намного медленнее, таким образом, позволяя художнику дольше выполнять нанесение мазков и не прерываться на замену сырья.

В случае отсутствия кирпичной крошки, её можно заменить речным песком, не однородная фактура которого позволит материалу плотно прилегать к рабочей поверхности. Не менее значимыми составляющими штукатурки являются пенька и волокно льна. Благодаря своей пластичности, данные компоненты надежно связывают воедино все наполнители и препятствуют разрушению и осыпанию нанесенного слоя.

Для качественного нанесения штукатурки на поверхность, первым делом подготавливается стена. Поверхность бетонной стены, например, нужно совершенно лишить гладкости. Сцепление можно улучшить за счет выбитых и просверленных участков при помощи перфорации. Ранее штукатуреную или крашеную стену следует очистить от старого покрытия, тщательно удалив пыль и грязь.

Поверхность перед нанесением раствора хорошо смачивается. Как показано на видео, штукатурка наносится на стену двумя, тремя слоями, предварительно дав высохнуть первому слою. После каждого слоя требуется очистить поверхность от образования высохшей извести при помощи шпателя. Так как роспись по сырой штукатурке имеет тенденцию к усадке, то нужно стараться использовать наименьший объем воды. При выполнении работ своими руками и проверки правильности замеса сырья, воткните в него шпатель, после этого он должен остаться сухим.

Технология росписи

Чтобы материал-основа не успевала высыхать написание фрески должно быть быстрым. Предварительно художнику требуется продумать весь технологический процесс декоративной росписи поэтапно, чтобы в дальнейшем не возвращаться к пройденному этапу и не переделывать. Работу мастера с красками можно разделить на три уровня действий:

  • Нанесение изображения;
  • Перенесение и разграничение тонов;
  • Изображение на фреске игры света и тени.

Прибегнув к данному способу, можно успеть уложиться во временные рамки высыхающей, но ещё не засохшей штукатурки.

Как изображено на фото, начиная роспись стен штукатуркой, основой живописи станет наложение рисунка на поверхность. Для создания контуров и объема фрески, делаются акценты на более светлые и более темные участки изображения. Последний этап работы являет собой разделение всех участков рисунка на окончательные цвета.

Стенная живопись по сухой штукатурке: фрески

Фреска, она же альфрейная роспись, выполняется красками на воде, причем рисуют ими по свежей, еще не схватившейся штукатурке, чтобы та впитала в себя жидкость. На все про все – 10 минут: вот тут то и зарыта собака. Приходится работать вкупе и штукатуру и художнику, пока раствор еще «спелый». Не уложится художник во время, приходится начинать работу заново не ему одному, а обоим.

Современники вкладывают в термин «альфрейные работы» множество приемов, когда приходится декорировать стены: иной раз требуются не картины, а росписи под камень или дерево, да и орнаменты сложные выписывать совсем не просто. Подготовительный этап работ начинается с карандашного эскиза на картоне. Стена тем временем грунтуется десятипроцентным известковым молоком и таким же раствором казеинового клея. Оба слоя наносятся 3 раза, причем каждый слой оставляется до полного высыхания. Как только стена готова, то можно на нее трафарет приложить и припорошить порошком, который насыпается в тампон из марли.

Роспись ведется темпрой на яичном желтке, куда добавляется лак на масле, раствор фенола и льняное масло. Как только состав стал напоминать густую сметану, то он готов к употреблению. Современные мастера заменяют яйца клеевыми и масляными красками, а так же акрил.

Такие фрески вы можете увидеть в православных храмах, хотя первые настенные живописи такого характера появились около четырех тысяч лет тому назад в Древней Греции.

Роспись по штукатурке, какими красками?

Темперу, в отличие от гуаши, лаком покрывать необязательно. Ни одна из разновидностей темперы сама по себе не осыпается. Лак нужен только для закрепления гуаши, а темперу можно покрыть лаком для усиления цвета и на случай протирки влажной ветошью.

Вместо гуаши или темперы можно использовать современные акриловые художественные краски. Они более стойки к осыпанию.

Насчет палитры итальянских средневековых художников — ярких светостойких пигментов не существует. Самые светостойкие известны с древнейших времен. К сожалению, они не слишком яркие и насыщенные. Тона их спокойные, приглушенные. В современных красках используются те же самые пигменты, что и в давние времена. Во всяком случае, подобрать нужные оттенки цвета с помощью современных красок гораздо проще, чем в средние века.

Технология выполнения фресковой росписи нового образца

Виды фрески нового образца совершенно отличны от классической фрески и не имеют абсолютно ничего общего (кроме конечного декоративного результата в интерьере).

Кроме того, классической фрески бывает всего-навсего две разновидности (мокрая «фреска» и сухая «фреска а секко») и то только на одной штукатурной основе, а современных существует аж пять, которые в корне друг от друга отличаются по составу.

Перечень современных фресок таков:

  • фрески на штукатурке;
  • фрески на холсте;
  • фрески на флизелине;
  • фрески на жесткой основе;
  • фрески на самоклеющейся основе.

Стоит заметить, что данные разновидности (за исключением фрески на холсте) фресок не представляется реальным выполнить самостоятельно, вручную, без применения специальных высокотехнологичных приборов. Их делают не так, как делают фрески классические, они являются готовыми изделиями, и вся технология их выполнения сводится лишь к монтажу клеевым составом на определенный участок поверхности, после заказа и доставки их на место монтажа.

Фрески на штукатурке, а точнее – фрески на итальянской штукатурке – это и есть современное воплощение классической фрески, то самое новое, хорошо забытое старое.

Путем комбинирования новых технологий и основного принципа классической фрески (роспись на штукатурке), смогли сделать штучное изделие, которое представляет из себя пласт прочной, стойкой к изгибам штукатурки, с нанесенным на нее рисунком, методом современной печати. Не портится от воды, солнца и легко подвергается уборке; долговечная.

Фрески на холсте является единственными, которые выполняют по средствам ручного труда. Материалы для их выполнения являются натуральными, как речной песок, известь, хлопковый холст, натуральные клея и пигменты для красок.

Выполняется рисунок на слое специальной штукатурке, после высыхания фреска переносится на специально подготовленный холст. Не в пример прошлой, данная фреска не переносит влаги, однако, есть возможность ее вскрыть воском, что улучшит ее стойкость к внешним воздействиям.

Фрески на флизелине выполняются путем нанесения тонкого слоя специальной современной штукатурки на флизелиновое полотно, после чего путем современной печатной аппаратуры (специального принтера) наносится рисунок.

Эти фрески используют в основном для того, чтобы декорировать большие площади, так как флизелиновая основа отлично состыковывается, что позволяет набрать быстро и легко рисунок из многих его частей, размещенных на полотнах.

Фрески на жесткой основе бывают весьма разнообразными; в качестве основы могут быть выбраны самые разнообразные материалы, имеющие хорошую жесткость и желательно, легкость.

На такую основу наносят слой штукатурки, и по ней производят роспись различными способами. Краски берут на водной основе и экологически чистые. Как правило, размеры фрески на жесткой основе не превышают 1,4х3м, и выполняются на одном, цельном пласте.

Фрески на самоклеящейся основе выполняются с применением особых материалов, не похожих на те, которые применяются для производства остальных видов фрески.

Суть в том, что на самоклеящуюся основу наносят особую пасту, которая состоит из мелкого песка и особого вяжущего.

После ее затвердения, получается поверхность на подобии штукатурной, на которую и наносят рисунок методом цифровой печати. Ясное дело, что такая фреска не требует клеевого состава для ее монтажа, нужно лишь снять защитную пленку с изнанки и приклеить, подобно самоклеящейся пленке.

Собственно, перечень существующих разновидностей фресок закончен, да и как делать фрески на стену Вы теперь тоже знаете, можно только добавить, что современная фреска – это затея дорогая, классическая фреска – идея дешевая, если делается фреска своими руками, но трудоемкая. Не стоит зацикливатся на одной лишь фреске, есть уйму других вариантов оживить свой интерьер замысловатым настенным рисунком, например, трафаретная или ручная роспись водоэмульсионными красками, с технологией выполнения которой можно будет тоже ознакомится в данном разделе.

Технология нанесения росписи

Как уже было сказано выше, роспись по штукатурке начинать нужно сразу же, когда она ещё мокрая. Поэтому все необходимые инструменты и эскизы приготовить нужно заранее. Как только финишный слой выровняли, приступаем к таким действиям:

Если рисунок нарисовать самостоятельно не можете, то прикладываем трафарет и посредством иглы перебиваем рисунок на стену. Далее края рисунка намечаем шилом или кончиком остро заточенного карандаша.

Посредством мягких широких малярных кистей начинаем расписывать рисунок. Вначале следует наносить более светлые тона и постепенно переходить к тёмным.

Техника живописи должна быть довольно мягкой. При работе кистью следим за тем, чтобы её щетиной не нарушать целостность известковой штукатурки. Если всё-таки такой дефект произошёл, то кисточку тщательно промываем и снова повторяем процесс нанесения красящего вещества с меньшим нажимом.

После того, как закончили нанесение первоначальной росписи, начинают прорисовку. Выполняется она в обратном порядке. Начинать следует с тёмных тонов, и заканчивать светлыми красками.

После того как роспись закончена, по краям изображения посредством шпателя или острого ножа выполняем срез штукатурки с наружным скосом. После этого снова накладываем штукатурную смесь так, чтобы заполнить образовавшийся скос до полного исчезновения шва. После этого живопись водяными красками по сырой штукатурке выполняется повторно.

В завершении работ необходимо оставить расписаны фрески для просушки на 7 – 10 суток. Во время просушивания стараемся к ней не прикасаться. Если в некоторых местах краска потеряла свой оттенок, ничего страшного, в процессе высыхания штукатурка будет отдавать влагу и картинка приобретёт первоначальную насыщенность цветов.

Статья по теме: Использование трафаретов для стен перед покрасочными работами

На время просушивания росписи стараемся обустроить все оптимальные условия в посещении. Не должно быть сквозняков и перепадов температур. В противном случае фреска может потрескаться.

Как видим, роспись по сырой штукатурке довольно ответственный процесс. Не каждый начинающий мастер сможет с ней справиться. Но, если есть огромное желание и выдержка, то можно пробовать. При этом старайтесь соблюсти все приведённые рекомендации.

Нанесение штукатурки на поверхность

Штукатурный раствор на подготовленную стену накладывается в следующем порядке:

  • поверхность увлажняется за сутки до начала кладки состава;
  • за 1,5 часа до начала увлажнение следует повторить;
  • наносится первый слой штукатурного раствора толщиной не более 8 мм;
  • для большей адгезии наносятся линии волнистой формы через каждые 40 мм;
  • штукатурка высушивается в течение двух недель;
  • снова обильно увлажнить поверхность до полного ее насыщения водой;
  • нанести промежуточный слой штукатурки;
  • после того, как высохнут все слои раствора, наносится финишный слой небольшими частями, на нем сразу же выполняется рисунок;
  • операция повторяется для нанесения нового фрагмента рисунка.

До высыхания штукатурки с рисунком в помещении не должно возникать сквозняков и температурных перепадов. Для более плодотворной работы рекомендуется подготовить необходимые материалы и приспособления:

  • изображение на бумаге;
  • акриловые водяные краски;
  • раствор;
  • инструменты.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector