Застывшая мозаика стекла: делаем витражи своими руками
Содержание:
Примечания
- Волобаева Т. В. Витражи в псевдоготических сооружениях 1820-1840-х гг. (рус.) // Петербургские чтения — 95. : Материалы научной конференции 22-26 мая 1995 года / Составители: Ю. В. Кривошеев, С. В. Семенцов, Н. Ю. Медведева. — Санкт-Петербург, 1995. — С. 113.
- Раскин А. Г., Архипов Н. И. Город Петродворец. / Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Л., 1985. С.450.
- Бутиков Г. П. Государственный музей «Исаакиевский собор». СПб., 1993. С.60-62.
- Княжицкая Т. В. Витражи в петербургском культовом зодчестве XIX — начала XX века: древние традиции в городе нового времени // Краеведческие записки. Исследования и материалы. : Сборник / Составители: Б. М. Матвеев, В. А. Фролов.. — СПб: «Акрополь», 2001. — Вып. 8. — С. 63-77. — ISBN 5-86585-060-1.
- Волобаева Т. В. Витражи Императорского Стеклянного завода XIX в.. — Петербургские чтения-97. — Санкт-Петербург: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1997. — С. 422-425. — 712 с. — ISBN 5-86789-051-1.
- Волобаева Т. В. Витражи Аничкова дворца / Составитель И. Г. Локотникова. — Аничков дворец — памятник российской истории. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных, 1997. — С. 16-20. — 72 с.
- Княжицкая Т.В., Семенова А. Б. Стекольная империя Франков // Немцы в России: российско-немецкий диалог. : Сборник статей / Отв. ред. Г. И. Смагина. — СПб: «Дмитрий Буланин», 2001. — С. 67-77. — ISBN 5-86007-294-5.
Витражи Высокого Ренессанса
До шестнадцатого века мастера изготавливали витражи по классической схеме, пока не появились такие мастера, как Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Именно они оказали большое влияние на мировую культуру, в том числе и на историю искусства витража в России.
Особенности витражей Высокого Ренессанса:
- так как большинство мастеров по витражам были итальянцами, то они и стали авторами новых веяний;
- искусство данной эпохи сочетало в себе реализм, элементы европейского декорирования и громоздких форм;
- получила развитие новая техника обработки стекла, сделала его более прозрачным и чистым;
- помимо серебряной, изобрели и красную протравку;
- мастера стали отдавать предпочтение цветовому решению, а не искажению форм и чувственности изображения;
- проемы в окнах расширились еще больше и достигали гигантских размеров.
Пример витражей эпохи Высокого Ренессанса:
- «Дерево Иессея» в Бове;
- огромные окна Брюссельского собора;
- «Изгнание Илиодора из храма» в соборе в Гоуде.
Шестнадцатый век считается последним в расцвете витражей в Средневековье. Далее технологии изготовления стекол и составление картин стали очень быстро прогрессировать. Двадцатый век оказал большое влияние на методы витражного проектирования.
Подбор стекла
Подбор стекол можно сравнить с выбором живописцем палитры. На данном этапе определяется, каким изделие будет в цвете, и эту задачу также решает художник. Мастера витражной студии «Стеклосфера» работают со стеклом от лучших производителей Европы и Америки. Цветовой и фактурный ряд материала так широк, что художник практически ничем не ограничен: он может подобрать самые тонкие оттенки и самые невообразимые фактуры.
Подбор стекла – процесс, требующий от художника хорошей ориентации в материалах, особого цветовидения и знания световых эффектов. Если в одном проекте для придания легкости и воздушности будет уместно активное использование прозрачных элементов, то в другом найдут применение глухие стекла, минимально пропускающие свет. Стоит отметить, что высшим пилотажем будет сочетание в одном изделии разнородных по фактуре и прозрачности элементов, такая работа требует особого мастерства.
Пескоструй
Наша мастерская выполняет заказы по декоративной обработке стекол и зеркал. Мы точно знаем, как оперативно и недорого превратить непритягательный лист стекла в эталон художественного искусства! Разработка эксклюзивных проектов и реализация смелых дизайнерских идей – миссия CNT-DESIGN!
Технология пескоструйной обработки заключается в использовании потока воздуха с абразивными частицами электрокорунда. Частицы синтетического материала шлифуют поверхность, превращая ее в матовую. Особая красота пескоструйной обработки проявляется при создании рисунков и узоров. Безупречная точность, невероятная сложность и красота пескоструя удивляет и завораживает. В компании CNT-DESIGN для создания пескоструйных рисунков используется высокотехнологичное итальянское оборудование.Пескоструйная обработка стекла – не новый, но востребованный метод, принцип которого состоит в воздействии на поверхности струей воздуха с частицами электрокорунда. Применяется для украшения витражных потолков, зеркал. Изготовление витражей проводится с использованием специальных пленочных шаблонов.
Из истории искусства
Витраж активно работает с цветом и светом. Когда солнечный луч проходит через цветное окно, внутри помещения появляется выразительная игра света, которая завораживает и создает эмоциональный эффект. Именно поэтому первыми прием стали использовать в храмах. Первые подобные работы появились в середине первого тысячелетия нашей эры (500е-600е года).
Поначалу сюжетами служили сугубо религиозные мотивы – изображение Христа и святых, кресты и другая христианская атрибутика. С момента, когда узорчатые стекла стали использовать в быту и интерьере, и тематика изображений существенно расширилась, и особую популярность приобрели растительные мотивы.
Дизайн
Если раньше картины из цветных стеклышек разного размера служили украшением соборов, храмов и церквей, то с XIX века, когда в моду вошел стиль модерн, витражи стали украшать интерьеры и жилых помещений. Многие считают, что витражи уместны только в комнатах с высокими потолками, но даже в небольшом по площади помещении можно удачно поместить витражное окно.
Витраж в небольшой кухне, прихожей или ванной комнате сможет зрительно расширить пространство, сделать комнату более светлой и яркой. Витражи чаще можно увидеть на окнах, но данный вид декора может применяться для очень многих компонентов убранства помещения, прежде всего, это перегородки, ниши, дверные проемы. В последнее время спрос на материалы, пропускающие свет, постоянно растет.
Благодаря универсальности узоров и различных техник витражами можно украсить любое помещение, это может быть частное домовладение, офисы и рестораны, торговые центры, кинотеатры, музеи.
При выборе узора и стиля стоит прислушаться к советам дизайнеров, которые подберут оптимальный вариант с учетом пожеланий заказчика. Благодаря современным технологиям, можно изготовить витраж любого размера и формы и установить его в самом необычном месте.
Изделия можно разделить на такие группы, как:
- витражи для оконного проема на стене;
- витражное окно для оконного проема на потолке;
- проем для перегородки.
Напоследок – об алюминии
Кто-то, прочтя статью, вспомнит: погодите, а вот остекление мебели? Чем не витраж? В стандартных дюралевых профилях, дешевых, красивых, блестящих. И гнуть их можно.
Нет, там не витраж. Витраж – отдельное транспортабельное изделие в цельной раме, паяной или литой. Ну ладно, спаяем. Алюминий паяется, и даже без аргона – есть специальные «скребущие» припои (ЦОП, к примеру) и не особо едкие флюсы на олеиновой или пальмитиновой кислоте.
Да, но температура нужна 350-400 градусов, стекло в плотном контакте с металлом такую не держит. Если же очень медленно нагревать весь набор на огнеупорном щите, от разницы ТКР он пучится и распадается. Дать припуски на температурное расширение – расседается и разваливается при остывании.
Так что «взаправдашние», не на клею и смолах, витражи в алюминиевом переплете пока не получаются. Если же кто-то придумает, как их делать – это, безусловно, будет революция в витражном искусстве: алюминиевые сплавы легки, а по прочности сравнимы со сталью.
«Заливное»
Заливной витраж выполняется в такой последовательности:
- Готовим сборочный стол: ровный щит, обтянутый белой бязью, фетром, байкой или фланелью.
- Кладем на него трафарет – пронумерованный первичный эскиз.
- Обезжириваем стекло – основу и кладем на трафарет. Берем за торцы руками в новых текстильных перчатках; пользоваться присоской и оставлять пальцы на лице нельзя.
- Выгибаем, ровняем и подплющиваем контуры, по очереди по одному от левого (для левшей – правого) верхнего угла.
- Подгоняем по мере надобности и приклеиваем посудным ПВА. Сушим сутки.
- Заливаем краской (см. ниже). Смежные ячейки одного колера заливаются поочередно по мере высыхания предыдущих: вдруг протечет, высохший потек легко снять лезвием безопасной бритвы.
- Сушим еще сутки после заливки последней ячейки, вставляем в рамку из металла – готово к установке!
О приготовлении красок см. след, а пока остановимся на заливке; это самая ответственная процедура. Краску наливаем обильно пропитанной кисточкой или шприцем изнутри по контуру, но ни в коем случае не касаясь бордюра (см. рис.)! Краска должна сама растечься в мениск естественным образом! Если колер вышел жидковат, по высыхании наливаем еще раз таким же способом.
Заливка ячейки витража краской
Налив/долив краски в середину недопустим. Если там нужно пятно погуще, его нужно оконтурить и налить туда больше. В таком случае два налива в обрамление (по внешнему и внутреннему контурам) делаются без промедления один за другим.
Дело в том, что «блямба» посередине нарушит светопреломление. Возникнет известный фотографам «эффект бокэ», и одиночный такой элемент нарушит цельность восприятия композиции. А если их будет много, то весь витраж получится неряшливым.
Краски
Самодельные витражные краски известны четырех видов:
- На ПВА и анилине – самые простые в приготовлении и самые нестойкие;
- Советско-раритетные – на клее БФ-2 и пасте для шариковых ручек;
- Желатин-анилиновые – непрочны и на прямом солнечном свету выгорают, но дают идеальный мениск;
- Нитромасляные – самые дорогие, но имеют все достоинства без недостатков.
Первая. ПВА-анилиновые краски готовятся просто: вдвое-втрое разбавляем дистиллированной водой 50-100 мл посудного ПВА. Затем, в горячем дистилляте – анилиновый краситель для ткани по инструкции к таблетке, и процеживаем через миткаль, газ или тоненькие женские колготки. Капаем несколько капель в ПВА эмульсию, размешиваем, капаем каплю на стекло и проверяем колер. Засветлен – добавляем раствор пигмента; перетемнен – эмульсии.
Вторая. БФ-2 разводится вдвое ацетоном и в раствор по каплям добавляется ручечная паста с размешиванием. Колер проверяется пробной каплей, как выше указано. Дает отличный мениск, стойка, ярка, но – увы! – оборот чистого ацетона ограничен, т.к. он используется в кустарном нелегальном производстве наркотиков. А заменить нитрорастворителем или спиртом нельзя.
Третья. 6 гр. пищевого желатина разводятся в 200 мл. дистиллята при 40-50 градусах. Раствор анилинового красителя, такой же, как и для первой краски, добавляют по каплям после остывания до той же температуры и так же проверяют колер. Прочность и стойкость к выгоранию можно несколько увеличить, по высыхании покрыв прозрачным акриловым лаком. Анилин с ПВА – нельзя, поплывет.
Четвертая. Готовим состав из 60% по объему прозрачного мебельного нитролака и 40% 647 растворителя. Художественную масляную краску выдавливаем прямо из тюбика шариками с горошину размером, размешиваем, проверяем колер на каплю. Пригодна под покрытие акрилом; при этом прочность – акриловая, а стойкость – практически неограничена.
Стили
Использование подобного вида оформления в архитектуре, дизайне интерьеров позволяет выделить отдельные детали, расставить акценты
Но важно правильно выбрать цвет и стиль. Выделяют множество стилевых категорий
Антик
При близком рассмотрении изделия похожи на античную мозаику. Кроме цветного стекла, может применяться керамика, металл, слюда.
Такими витражами лучше оформить проемы в стене или межкомнатные двери.
Можно использовать нишу с подсветкой, которую закрывают античной витражной мозаикой, получая необычную картину, светящуюся изнутри.
Древнеегипетский
Этот стиль подразумевает неяркие изделия в оттенках пустыни с рисунками древнеегипетских мотивов. Это может быть орнамент, сцены с фараонами или египетскими богами, иероглифы.
Возможны такие оттенки витража: песочный, кремовый, бежевый, коричневый, желтый, телесный, хаки, коралловый, кармин, красный.
Готический
Использование таких изделий создает полумрак в помещении и привносит атмосферу средневекового замка.
Данный стиль хорошо сочетается с яркой дорогой мебелью, изготовленной из ценных пород дерева, бархата, парчи и кожи.
Индийский
Этот стиль сочетает яркие, сочные цвета. Рисунками являются народные мифы и индуистское учение, а также женщины в традиционных одеждах.
В интерьере применяется резная мебель и шелковые ткани, могут присутствовать изделия народного промысла и скульптуры, которые изображают божеств. Они подчеркивают радушие, гостеприимство хозяев дома, располагают к релаксу, отдыху.
Модерн
Этот стиль предполагает морскую тематику, все линии плавные, напоминают морские волны. Изготовление витражей этого вида подразумевает использование полутонов. Все цвета приглушены, берутся пастельные и темные тона, плавные, причудливые контуры.
Только эти витражи способны вписаться в любой стиль интерьера и обстановки, как бы подчиняя ее себе. Их используют в гостиной и спальне. Модерн можно сочетать с ультрасовременной техникой, стилем хай-тек.
Арт-деко
Можно пойти другим путем и воспользоваться такой деталью интерьера, как витражное стекло.
Современные технологии и материалы для витражей позволяют сделать изделия менее трудоемкими и затратными. Выполнить все можно самостоятельно без привлечения дизайнеров, покупки дорогих предметов.
Абстракция
Этот стиль находится на грани дизайна и художественной живописи. Создание изделия требует соблюдения целого ряда правил восприятия и сочетания оттенков. Стеклянные цветные кусочки, соединенные в оригинальное изображение, способны наполнить дом оптимизмом и радостной атмосферой.
Подойдет практически под любой стиль интерьера, раскрасив его новыми красками
Он никогда не приестся и будет привлекать к себе внимание, становясь ярким акцентом
Детский
Выполняют такие изделия из закаленного стекла или с применением пленок, что позволяет сделать их менее хрупкими.
В качестве мест для расположения лучше выбрать фасады шкафов, ниши, окна или потолок.
Для сюжета лучше брать универсальные рисунки, которые будут подходить для любого возраста, стиля помещения, поскольку это достаточно долговечный элемент декора.
Материал и инструменты
Вы можете расписать своими руками панно, часы, стаканы, графины, вазы, стеклянные поверхности в кухонных шкафах, на дверях, окнах. Для начала выбирают несложный рисунок. Делают небольшой эскиз. Можно с понравившейся картины (фото 4), бокалов (ф.5), вазы (ф.6). Для создания витражной композиции вам понадобится:
- рабочий материал для росписи;
- краска по стеклу витражная;
- кисточки (лучше применять для каждого цвета отдельную кисть);
- трафарет или облюбованный рисунок;
- акриловый контур;
- иголка, ватные палочки, зубочистки;
- растворитель;
- тканевая салфетка.
ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:
Витражи на окнах — престиж и современность
Фото 1 — Витраж оконный с павлином Фото 2 — Роспись по стеклу Фото 3 — Витраж с веткой сакуры Фото 4 — Витраж с ласточками
Ход работы
Рабочую поверхность нужно очистить и обезжирить средством для снятия лака, спиртом или одеколоном.
Картинку приклеивают с изнанки рабочей поверхности двухсторонним скотчем или пользуются готовым трафаретом для витражей на стекле. Далее наносится контур рисунка обычным маркером или косметическим карандашом.
Очертания усиливают с помощью специального акрилового контура. Для его полного высыхания уходит 1-2 часа.
Внимание! Основной контур должен быть сплошным (без случайных пропусков), чтобы красящий материал не нашел свободного проема для вытекания. Когда контур высохнет, можно заниматься заливкой рисунка витражной краской по стеклу
Эта работа выполняется с помощью кисточек или специальных дозаторов
Когда контур высохнет, можно заниматься заливкой рисунка витражной краской по стеклу. Эта работа выполняется с помощью кисточек или специальных дозаторов.
Раскраска и выбор цвета осуществляется по предложенному рисунку или по желанию мастера. Готовый витраж должен хорошо просохнуть в течение 1-2 дней.
В зависимости от предмета раскрашивания и его условий применения, готовый витражный шедевр можно защитить прозрачным нитролаком.
Какая лучшая краска по стеклу витражная?
Для того, чтобы расписать стеклянные поверхности красками, имеется масса технологий и множество разных красок. Краски для стекла (ф.7) изготавливают с разной основой:
- акриловой;
- водной;
- нитро.
Фото 5 — Роспись бокалов Фото 6 — Художественная роспись на вазах Фото 7 — Краска по стеклу витражная Фото 8 — Трафарет для витража яблоня с яблоками
Водные краски часто используют в детских работах. Их можно использовать в витражах с «обжигом» в печах. Такой материал отличается экологичностью и отсутствием резких запахов.
Нитрокраски быстро сохнут и не меняют окраса. Их не надо обжигать, но потребителей отпугивает запах растворителя.
Самым приемлемым красящим материалом для стеклянных поверхностей считаются акриловые витражные краски по стеклу. Они отличаются:
- яркостью и насыщенностью цвета;
- отсутствием неприятного запаха;
- консистенцией, текстурой, добавками;
- простотой работы;
- возможностью смешивания между собой для получения интересных колеров;
- длительностью эксплуатации без дополнительного обжига;
- разными производителями;
- невысокими ценами.
Можно также приготовить красящие элементы для витражей самостоятельно. Для этого пользуются обычными художественными красками с добавлением клея ПВА.
Различные трафареты для витражей на стекле
Для того, чтобы выполнить уникальную витражную композицию, потребуются готовые трафареты для витражей на стекле. Их можно распечатать на принтере, нарисовать на миллиметровке, ватмане, картоне. Кроме этого, можно воспользоваться детской раскраской или любой картинкой, остатками обоев. В продаже также имеются готовые трафаретные рисунки
Обратите внимание на интересные заготовки на фото 8, 9. С помощью трафаретов для витражей на стекле создаются уникальные композиции, которые смогут оживить любой дизайн
ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:
Делаем самостоятельно витраж на потолке
Вывод
Нет ничего недоступного для человека, который желает творить, создавать уникальные композиции. Составление витражей – очень интересное и полезное занятие, которое дает реальные результаты.
Расписанные бутылки, вазы, стаканы – неплохой подарок.
Витражные композиции на зеркалах, окнах, дверях, перегородках – прекрасное дизайнерское решение при оформлении кухни, комнат, балконов, террас, веранд…
Сфера применения
Оконные витражи органично впишутся в дизайн загородного дома или особняка. Для многоэтажных зданий оформление в данном стиле не будет смотреться столь эффектно, как это будет выглядеть в одноэтажном частном доме с большой террасой или в двухэтажном особняке.
Витражи станут украшением фасадов отдельно стоящих зданий, оформленных в определенном стиле. Такой декор станет удачным дополнением помещений, выполненных в классическом стиле, в стиле барокко, неоклассицизм, модерн или арт-деко.
Для загородных особняков больше подойдут витражи в светлых красках, которые зрительно будут увеличивать пространство комнаты. В таких комнатах портьеры будут лишними и будут лишь затенять помещение.
Благодаря витражной мозаике можно превратить загородный особняк в старинный замок, если использовать стиль Тиффани или фьюзинг. Витражное окно с аркой украсит не только комнату внутри здания, но и весь экстерьер дома.
Проходя сквозь разноцветное стекло, солнечные лучи будут очень необычно играть на предметах интерьерах, стенах и мебели. Такое освещение сразу преобразит даже старую и поднадоевшую мебель. Для витражей больше подойдут большие и светлые комнаты, такие как гостиная или спальня.
Благодаря разноцветному освещению можно создать в любом интерьере самые разнообразные цветовые решения.
Для кухни стоит выбрать декор с цветами или натюрмортом либо другие рисунки нейтральной тематики. В спальне актуальными будут рисунки в виде цветочных композиций или в романтическом стиле, для гостиной комнаты или прихожей уместными будут абстракции.
Кроме окон, витражи часто вставляют в дверь или в мебель, например, в створку шкафов-купе. В детской комнате можно установить витражную дверь с рисунками любимых героев мультфильмов, а в спальне для взрослых хорошо будут смотреться цветочные композиции.
Очень оригинально и стильно будет смотреться окно в ванной комнате, которое по форме будет соответствовать форме ванны. Для прямоугольных конструкций стоит выбрать витраж прямоугольной формы. Для ванны-джакузи круглой формы подойдет круглое окно, оно будет смотреться наиболее органично. Оформить витражное окошко можно неброской рамой, которая будет сочетаться с оформлением зеркал возле раковины.
Морскую тематику можно подчеркнуть мозаичной кладкой на стенах, которая будет имитировать морскую гальку.
При оформлении сантехнических помещений, обустройстве сауны и бани следует учитывать, что это помещения с повышенной влажностью, поэтому здесь используют влагоустойчивое стекло. Техника фьюзинг идеально подойдет для таких помещений, так как при изготовлении отсутствуют металлические элементы, которые соединяют между собой конструкцию. Такая конструкция будет пропускать много света и прослужит очень долго, даже с учетом перепадов температуры и повышенной влажности в помещении. Установив витражные окна в сауне или бане, можно освежить комнату, сделать ее необычной, посетители смогут полностью расслабиться в таком помещении, наблюдая за разноцветными бликами на стекле.
Витражное остекление балконов и лоджий
Расширение функциональных возможностей и улучшение основных эксплуатационных характеристик, произошедшие благодаря использованию современных технологий при производстве витражных систем, сделали возможным их применение при остеклении балконов и лоджий. Также этому способствовал и тот факт, что цена на витражное остекление с течением времени становится все более доступной.
Использование витражного остекления балконов позволяет добиться ряда преимуществ:
- возможность выполнения работ по остеклению даже самых больших проемов, имеющих практически любую форму;
- увеличение уровня естественного освещенности помещений, примыкающих к балкону или лоджии;
- улучшение внешнего вида здания, на котором применяется витражное остекление балконов;
- возможность реализации различных дизайнерских решений по оформлению балкона или лоджии;
- высокая ремонтопригодность системы, которая достигается возможностью замены любого ее элемента.
К недостаткам применения рассматриваемой конструкции можно отнести:
- необходимость тщательного соблюдения технологии монтажа;
- сложность мытья стекол снаружи;
- свободный обзор, который доступен не только владельцу квартиры, но и с внешней стороны.
Использование современных витражных системы позволяют избавиться от большинства недостатков, либо свести их к минимум.
Рис. 24. Вариант безрамного остекления балкона.
Витражные технологии
Сегодня известно более десятка различных технологий выполнения витража. Мы расскажем вам о некоторых из них.
Пленочная технология
Пленочный витраж не выполняется из отдельных стекол, сложенных в виде мозаики, он состоит из цельного стекла, на которое накладывается декоративная металлическая лента, а поверх стекла наклеивается цветная пленка. Это своего рода аппликация. Сначала выполняется эскиз витража, затем по нему готовится шаблон, по которому на стекле лентой выкладывается металлический контур рисунка. Далее внутри контура наклеиваются цветные и фактурные пленки, укладываются хрустальные элементы. Затем контур из ленты наносится с тыльной стороны. Преимущества технологии в том, что стекло приобретает повышенную прочность, благодаря наклеенной на него пленке, получается такой своеобразный «дуплекс». Этим методом изготавливаются многие витражи большой площади, а также потолочные. Пленочная технология – одна из самых простых в выполнении. Таким образом несложный витраж можно попытаться выполнить самостоятельно. В работе используется специальная пленка Rega Led и Decra Led, а также самоклеящаяся оловянная лента.
Технология Тиффани
Этот метод изготовления витражей получил имя своего изобретателя – Луиса Тиффани, жившего в Америке в XIX веке. По подготовленному заранее шаблону вырезаются разноцветные стекла нужной формы. Края этих стекол оклеиваются медной фольгой, после чего окантовка припаивается в нескольких мест. Этот метод замечателен тем, что его использование позволяет создавать объемные витражи, ведь паять фольгу можно под любым углом.
Витраж Тиффани возможно выполнить и самостоятельно, вооружившись стеклорезом, паяльником и собственным воображением.
Технология фьюзинг
Говоря русским языком, технология основана на спекании отдельных кусочков цветного стекла. Детали рисунка по подготовленному шаблону вырезают из цветного стекла, выкладывают из них рисунок, а затем помещают в печь. При температуре 850 градусов отдельные кусочки спекаются в единое целое. Технология позволяет создавать на стекле рельефные картины, которые могут быть четко очерченными или расплывчатыми. Фьюзинг – сложная технология, выполнение которой требует специальных знаний и оборудования.
Пескоструйная технология
Пескоструйным методом выполняется, в основном, матирование стекла и зеркал. Для работы необходима специальная пескоструйная установка, работающая на сжатом воздухе. Мельчайшие кварцевые песчинки, попадающие на стекло под давлением, деформируют его поверхность, оставляя на ней почти белые микроскопические углубления. Результат такого приема – матовая, почти завуалированная поверхность. Имея пескоструйную установку, выполнить такой витраж совсем не сложно. Под стекло подкладывается желаемый рисунок, а поверх стекла наклеивается прозрачный скотч, который обрезается по рисунку. Затем направленной струей песка матируется основная поверхность стекла, рисунок, заклеенный скотчем, остается прозрачным. Для этой технологии существует множество вариаций, все зависит только от вашего воображения.
Заливные витражи
Заливной витраж по виду похож на пленочный, но выполняется он не наклеиванием цветной пленки, а нанесением специальной краски на очерченный контур. Раскрашенное стекло подвергается термической обработке в специальной печи. Заливной витраж часто используется в отделке мебели.
Техники изготовления
Что такое витраж. Так называют особое соединение цветных частичек стекла. Это узорные картины, которые просвечивают на свету. Их изготавливают либо на стекле, либо из него.
Чтобы картины смотрелись красочно, их нужно устанавливать так, чтобы свет проходил сквозь стекло. Применять их могут также, чтобы разделить пространство или спрятать какие-то детали от постороннего взгляда.
Чтобы изготовить стеклянное полотно, не потребуется специальных знаний, но аккуратность при выполнении работы понадобится. Главное – набить руку путем тренировок в работе со стеклом. Существуют различные виды витражей в зависимости от техники производства. Рассмотрим популярные виды технологий.
Классическая
Классический витраж – это самый древний способ родом из средневековья. Его чаще всего применяли при отделке соборов, храмов и прочих культовых зданий. Если вы посетите замки или усадьбы европейских государств, вам удастся увидеть образцы в классическом стиле воочию. Сегодня появились новые материалы, инструменты, которые значительно облегчили труд мастеров.
Изготовление витражей проводится в несколько шагов:
- рисуются эскизы;
- создается из стального профиля узор;
- в готовый профиль устанавливают стеклянные части и спаивают стыки;
- готовый классический витраж расписывается.
В качестве материалов для профиля можно взять латунь, медь или свинец.
Английская или пленочная
Этот вид является самым современным и бюджетным. При его использовании основываются на тонировке стекла пленками, по контуру закрепляют металлическую кайму. Для работы берется листовое стекло, благодаря этому пленочный витраж получается легким и ровным.
Это скорее имитация, которая создается в несколько этапов:
- изготовление эскиза рисунка;
- нанесение на поверхность узора;
- специальной лентой прокладывается контур для рисунка;
- нанесение пленки на участки.
Эта техника дает возможность сделать большие размеры витражей на стекле.
Фьюзинг
Производство изделий при спекании деталей из стекла во фьюзинговой печи. Это относительно новая техника, но встречалась она еще во времена фараонов.
Изделие изготавливается в несколько шагов:
- создание рисунка;
- раскройка деталей из стекла по эскизу;
- соединение заготовок;
- спекание в печи.
В процессе обжига стекла нагревается до 900 градусов, при этом их края сплавляются в единое целое. Далее выдерживается некоторое время определенная температура и резко понижается, для этого приоткрывается крышка печи. Затем происходит остывание (отжиг) при 580 градусах, завершает все полное охлаждение. Фьюзинг помогает создавать рельефные многослойные картины.
Пескоструйная
Появилась в 19 веке. В процессе работы удаляется слой со стеклянной поверхности абразивным путем при помощи песка и сжатого воздуха. Используя шаблон, на поверхности можно получать разнообразные рисунки для дальнейшей работы.
Технология изготовления заключается в следующем:
- подбор эскиза;
- создание шаблона;
- фиксация на поверхности стекла трафарета;
- обработка пескоструем;
- нанесение гидрофобного лака для защиты.
Расписной вариант
Этот способ самый популярный в современном дизайне интерьеров и представляет собой имитацию витража.
Выполняются работы в такой последовательности:
- в натуральную величину создается эскиз будущего изделия;
- изображение переносят на стеклянную поверхность;
- контурными красками прорисовываются контуры;
- после высыхания стеклянные элементы закрашиваются специальными красителями.
Можно применять специальные витражные краски своими руками или красители под обжиг, которые предполагают термическую обработку. Такая техника дает возможность работать в любом стилистическом решении.
Контурная заливка
Это востребованный вариант в стиле качественной имитации. В основе лежит создание полимерного контура, напоминающего металлический профиль.
Для изготовления нужно выполнить следующие действия:
- создаются эскизы витражей в полную величину;
- подготавливается поверхность, обезжиривается;
- расположив рисунок под стеклом, на него наносят контуры;
- после высыхания части заполняются лаком или краской;
- оставляется для просушки на 24 часа.
Такие изделия долговечны, хорошо переносят атмосферные воздействия.