Как вязать каркас для ленточного фундамента из арматуры?

Особенности армирования углов

Нередко в процессе армирования углов допускаются различные ошибки, однако их необходимо избегать по той причине, что эти места испытывают разнонаправленную нагрузку. Поэтому, неправильный монтаж усиливающих прутов чреват тем, что фундамент будет иметь вид набора отдельных составных частей, а не монолитной конструкции. К тому же, его поверхность покроется трещинами, а бетон начнет слоиться.

Как правило, для армирования углов используется простое перекрещивание. Для придания прочности фундаменту в местах стыков арматуры следует использовать Г- либо П-образные пруты. Кстати, Г-образные пруты просто необходимы при армировании тупого угла, после чего вся конструкция усиливается дополнительными поперечинами.

Проволока для вязки арматурного каркаса

Вязка арматуры при монтаже каркаса фундамента производится проволокой, технические характеристики которой оговорены в документах ГОСТ 3282–74.

Для вязки арматуры чаще всего применяется отожжённая стальная проволока марки ВР

Проволока производится из низкоуглеродистой стали и подразделяется на несколько типов:

  • По способу обработки. Существует обработанная термическим способом (отожжённая) и необработанная проволока.
  • По точности изготовления. Так, проволока может быть повышенной точности или обычной.
  • По временному сопротивлению нагрузкам, на разрыв изделия, непрошедшего термическую обработку и бывает первой и второй группы.
  • Проволока может иметь специальное защитное покрытие или быть без него.

Проволока может иметь стальной или черный цвет. Диаметр сечения варьируется от 0,16 до 10 мм. При этом допускаются отклонения в сечении продукции 0,02 мм.

В документах ГОСТ можно найти более подробные характеристики данного изделия. Некоторые из них:

  • Удлинение проволоки, прошедшей термообработку и имеющей защитное покрытие, составляет 12÷18%, а без защиты 15÷20%.
  • У необработанных высокими температурами изделий, в зависимости от их сечения разнится такой параметр, как сопротивление на разрыв и составляет (Н/мм²):

— 590÷1270 для диаметра 1,0÷2,5мм;

— 690÷1370 для диаметра менее 1,0 мм.

Производитель этой продукции должен обеспечивать соответствие следующим нормам ГОСТ:

— изделия без термообработки диаметром от 0,5 до 6,0 мм должны выдерживать целостность после четырех и более сгибов;

— цинковое защитное покрытие должно сохранить целостность и плотно прилегать в стали после накручивания проволоки в виде спирали. При этом допускается наличие небольших цинковых наплывов, налета, белых блесток и цветовой неоднородности;

— в продажу проволока должна поступать в бухтах. Эти бухты могут иметь различный вес, который зависит от диаметра проволоки и наличия или отсутствия защитного покрытия. Так, масса бухты разнится от одного килограмма при сечении изделий 0,16÷0,18 мм до 40 кг при 6,3÷10 мм.

Термообработка проволоки (ее отжиг) делает материал более пластичным, удобным в работе, без существенной потери прочностных качеств. Так что есть смысл сразу приобретать именно такой вариант. Отжиг, конечно, можно провести и самостоятельно – но стоит ли тратить на это силы, когда в продаже уже есть готовая проволока, и по более чем доступной цене?

Наверное, для ленточного фундамента нет и особой необходимости приобретать проволоку с цинковым покрытием, если сразу после монтажа армирующего каркаса будет проводиться заливка бетона. За столь короткий срок коррозия не успеет «сожрать» соединения, а затем, после полного созревания бетона, она будет и вовсе не страшна.

Как правило, при самостоятельном строительстве ленточных фундаментов применяется проволока диаметром 1,2 или 1,4 мм, реже — до 1,8 мм. Миллиметровая для подобных целей все же слабовата – может давать обрывы при затяжке узлов, а с диаметром 2 мм и более – работать будет очень трудно, потребуется немало сил для качественной увязки без каких-либо особых выгод.

Строительный рынок пополнился еще одним чрезвычайно удобным материалом для вязки каркаса. Это – бухты уже готовых проволочных отрезков диаметром, как правило, 1.2 мм и длиной от 80 до 180 мм, уже имеющих по концам готовые петли. Обычно в бухте – 1 тыс. таких изделий.

Бухты готовых проволочных петель «Казачка» или «Зубр» — очень удачная покупка, чрезвычайно упрощающая вязку арматурного каркаса.

Стоимость таких упаковок проволочных петель – весьма доступная, а производительность труда, как показывает практика, возрастает почти втрое.

Ниже читателю предложен калькулятор, который поможет быстро рассчитать, сколько примерно точек соединения предстоит увязать на создаваемом арматурном каркасе, и какое количество проволоки для этого потребуется. При этом учтено, что некоторые участки армирования требуют дополнительного усиления.

Как правильно рассчитать арматуру

Довольно кропотливый и требующий усидчивости этап устройства каркаса фундамента приходится на расчеты потребности основных материалов.

Исходными данными для расчета будут:

  • периметр здания;
  • ширина закладываемого фундамента;
  • высота фундамента (от песчаной подушки до наивысшей точки);
  • количество прутов горизонтального армирования;
  • шаг для прутов вертикального армирования.

Вычислив периметр закладываемого основания с внутренними перемычками и отводками, получается общая длина горизонтального армирования. В зависимости от ширины основания вычисляется количество горизонтальных прутов. Как правило, минимальное количество горизонтальных прутов равняется 2.

В зависимости от высоты фундамента, возможна укладка нескольких ярусов горизонтальных прутов. Такое решение позволит повысить устойчивость каркаса и создать необходимую прочность.

Определив высоту фундамента, получается длина вертикального прута. Зная шаг расстановки вертикальных прутов, определяется количество вертикальных прутов на одну горизонтальную линию, как правило, при двух горизонтальных прутах устраивается два вертикальных.

Для большей прочности каркаса параллельные горизонтальные пруты связываются еще между собой горизонтальными перемычками. Полученная, таким образом, форма арматурного каркаса способна выдержать значительные нагрузки как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости, ей не страшны изгибание, растяжение, скручивание или излом.

Вместе с тем следует при расчетах давать припуск на усиление угловых элементов дополнительными прутами, добавлять минимум по 5 сантиметров на каждый второй вертикальный прут, поскольку его придется заглублять в грунт при начальной расстановке.

ленточный фундамент” width=”549″ height=”245″ />

Виды вязки в зависимости от крепления стержней арматуры

Как вязать арматуру для ленточного фундамента? Известны следующие способы:

  • вязка внахлест − таким способом обычно делают арматуру для плоского основания (под плиты фундамента), этот вид работы требует много усилий, он довольно сложен и не производителен, хотя для этого и не требуются другие инструменты и помощники;
  • проволочный вид вязки − такой вид больше всего подходит для устройства ленточного основания, узлы и петли из проволоки выполняются при помощи шуруповерта, обычных плоскогубцев или строительного крючка (такой собранный каркас имеет хорошие характеристики: пластичность, прочность, может быть гибким и выдерживать нагрузки во всех плоскостях оболочки);
  • сварка − этот вид считается самым сложным, хотя сварка сама по себе является достаточно быстрым процессом для объемных работ, применяется для больших объектов и при помощи специалистов.

 

Вязка собственноручно

Такая вязка арматуры под ленточный фундамент требует взятия проволоки и сгиба ее в два раза. Потом изгибается проволока по кругу пальца, примерно на третью часть петли, далее в нее вставится крючок после наложения на каркас арматуры. Крючок делает захват с обратной стороны проволоки, когда вращается и оттягивает к себе. После такой операции крючок извлекается из петли, свободные концы (если превышают норму по длине) подгибаются и отрезаются. Сколько раз производить обвязку, решается на практике, обычно делают 3-5 витка для связки. Если количество меньше, конструкция будет слабой, может порваться весь каркас из проволоки.

Общие рекомендации

Определившись с применяемым для вязки инструментом, заготовив необходимые материалы и выполняя работы, руководствуйтесь следующими рекомендациями:

  • обеспечьте одинаковое расстояние (4-5 см) от горизонтально расположенных элементов каркаса усиления до почвы, используя деревянные подкладки или неметаллические опоры. Прутки не должны касаться грунта на дне траншеи;
  • неподвижность перпендикулярно расположенных стальных прутьев при фиксации проволокой можно обеспечить, используя несложное приспособление, зажимающее концы стержней досками;
  • вертикально расположенные прутья, предназначенные для фиксации горизонтальных стержней, не забивайте в почву. Применяйте неметаллические подстаканники, что позволит предотвратить контакт прутков с грунтом и надежно защитить его бетоном от коррозионных процессов;
  • проверьте надежность фиксации элементов каркаса с помощью проволоки. Ошибки в фиксации стержней – незначительно влияют на расположение контура усиления при ручной заливке. Однако, применение бетононасоса, подающего состав под давлением, способно повлиять на расположение элементов, раздвигая их или смещая конструкцию;
  • дополнительно проверьте надежность крепления стержней в углах каркаса, которые являются уязвимым участком любого фундамента. Не допускаются расположенные под прямым углом концы прутков, которые должны иметь загибы;
  • критерием правильно выполненных работ по вязке является неподвижность пространственной конструкции под воздействием человеческого веса;

обеспечение конструкцией усиления поставленных задач возможно при правильном подборе сортамента прутьев, определении расположения и количества элементов, согласно предварительно выполненным расчетам.

Вязка или сварка?

Чтобы обеспечить повышенную прочность плитного основания, арматурные прутки собирают в силовую конструкцию несколькими способами:

  1. Связывают стержни и фрагменты решетки вязальной проволокой. Для придания пластичности проволока дополнительно обжигается. При соединении деталей используют специальный стальной крючок.
  2. Фиксируют элементы силового каркаса методом применения электрического тока. В бытовых условиях сварку ведут традиционным способом, промышленных – используют контактную точечную сварку.

Методы фиксации проволокой и сваркой характеризуются своими преимуществами и недостатками, что, в свою очередь, предопределяет отсутствие единого мнения у мастеров.

Так, достоинства вязки следующие:

  • сохраняет структура и прочность металла по всей длине стальных элементов;
  • себестоимость работ выходит гораздо ниже, чем использование электродов.

Основные недостатки технологии связывания армирующего каркаса:

  • подвижность конструкции создает сложности в процессе сборки;
  • монтаж требует значительных временных и трудовых затрат.

Преимущества сварных армирующих каркасов:

  • жесткость соединений;
  • высокая скорость сборки;
  • практичность методики.

Недостатки метода фиксации каркаса сваркой:

  • потребность в источниках электрического тока и сварочного аппарата;
  • высокая вероятность пережога металла и снижение прочности стали в местах сварки.

С учетом неоднозначности в эффективности обоих методов на практике придерживаются следующих рекомендаций:

  1. Для строительства многоэтажных домов, которые будут оказывать значительную нагрузку на фундамент, используют метод сварки. К работе привлекают высококвалифицированных сварщиков, чтобы снизить риск возможности пережога металла в местах соединений.
  2. В частном домостроение армирующий каркас монтируют с применением вязальной проволоки. Метод выгодно отличается простотой сборки без применения дорогостоящего оборудования, а также отсутствием повышенного напряжения в местах стыковки элементов.

Крепление вязальной проволокой

Распространены два способа соединения арматуры в конструкции каркаса, сварка и вязание, причём вязание считается более надёжным. При заполнении фундамента бетонной смесью сварные соединения часто не выдерживают веса бетона.

Нарезанная по 40-50 см вязальная проволока слаживается вдвое , заводится снизу на пересечение стержней, скручивается плоскогубцами.

Вариант с закручиванием с помощью крючка проще и быстрее: проволока свободно с зазором наматывается вокруг места соединения арматуры, её концы скручиваются вручную на один-два оборота, в зазор между арматурой и проволокой вставляется крючок, поворотом которого производится стягивание проволоки.

Крючки продаются в строительных магазинах, но вполне достаточно для этой цели изогнуть очищенный сварочный электрод.

Для больших объёмов крепления арматуры проволокой существует специальный вязальный пистолет. Очень эффективен в местах легкодоступных, но где доступ затруднён, а это обычно угловые соединения, там опять полезнее простой крючок.

Использование вязального пистолета значительно ускоряет процесс связывания арматуры для фундаментаИсточник dvamolotka.ru

Как вязать арматуру для фундамента

В зависимости от выбранного материала для вязки, применяют различные методы фиксации. Проще всего ситуация с пластиковыми хомутами. Они обматываются вокруг стыка, насколько позволяет длина, и затягиваются.

Чтобы правильно вязать арматуру для ленточного фундамента, потребуется инструмент. В зависимости от схемы вязки арматуры, стержни распределяются по будущему полю заливки.

Если планируется создать фундамент, часть стержней втыкается в подготовленное основание (трамбованную песчано-гравийную засыпку), это облегчает работу. После окончания соединительных работ каркас поднимается над грунтом на специальных подставках. Это необходимо для предотвращения коррозии выступающих из бетона металлических элементов. Для соединения стержней используют:

  1. специальные клещи для связки арматуры; 

  2. вязальный крючок, самодельный или промышленного производства; 

  3. загнутый крючок из толстого гвоздя или дюбеля, вставляемый в патрон дрели (шуруповерта). Благодаря такому механизированному крючку закрутка проволоки выполняется быстрее и с меньшим приложением ручной силы. 

  4. полуавтоматический крючок для вязки арматуры. Механизм с ножкой и пружинным возвратным механизмом оттягивает проволоку и делает несколько вращательных движений. Это происходит благодаря спиральным пазам на ножке крючка, которые при оттягивании обеспечивают вращение с возвратом в прежнее положение. 

Использование таких инструментов целесообразно при небольших объемах работ, например, при строительстве собственного дома, где вязка арматуры своими руками выполняется на протяжении короткого отрезка времени (при подготовке фундамента для каркасного или кирпичного строения или устройстве забора на бетонном основании).

Крючок для вязки арматуры своими руками изготавливается из отработанного электрода, гвоздя или другого подходящего металлического прутка требуемой прочности.

Каким должно быть армирование

При закладке фундамента учитывают запас прочности. Обязательное требование – максимальная устойчивость в отношении климатических, механических факторов.

Каркас фундамента

Требования к арматуре:

  • разрешается заменять несущие стержни. Возможно, если нагрузка при расчете не превышает СНИП;
  • при верном устройстве каркаса основания, не будет препятствовать заливке;
  • при установке арматуры нужно учитывать расчетный шаг;

Антикоррозийное покрытие

  • конструкция должна иметь антикоррозийное покрытие;
  • не допускаются подвижные «плавающие» соединения стержней на пересечениях каркаса. Относится к любым способам соединения.

Как правильно вязать арматуру

Вне зависимости от используемого приспособления, важно знать и применять правильные способы вязания. На схеме ниже предложены основные способы закрутки

Вопрос о том, как вязать арматуру крючком, заключается в правильности захвата и равномерном, не чрезмерном натяжении проволоки. Обычно рекомендуют использовать отрезки проволоки длиной 250…300 мм. Вариант с петлями на концах требует большей длины, около 400 мм (примерно 100 из них уходят на создание петель). Чтобы быстро и эффективно вязать арматуру, схема применяется простая. Проволока складывается вдвое, обводится вокруг узла. Далее крючком (клещами) захватывается получившаяся петля, к ней подгибаются сдвоенные концы и выполняется скрутка.

При использовании проволоки с петлями работа проще: одинарный отрезок обводят вокруг соединения стержней, подцепляют крючком или клещами петли и делают скрутку.

Важно: применять клещи рекомендуется на неотожженной проволоке с диаметром более 2 мм, более тонкая и мягкая может сломаться.

Еще один интересный способ соединения, при котором не требуется использовать вязальный крючок: арматура скрепляется пружинящей скобой-скрепкой.

Такие монтажные скобы изготавливают из достаточно качественной стали, что и обеспечивает их пружинные свойства.

Чтобы вязать стеклопластиковую арматуру, используют пластиковые (с металлическим сердечником и без) хомуты и специальные крепежные элементы из полимером.

Укладка и вязка арматуры из композита допустима с применением мягкой алюминиевой проволоки. В этом случае применяются стандартные для стальной вязальной проволоки приемы. Некоторые из них показаны в гифке ниже.

Способы вязки арматуры

Важно: в конце закрутки края проволоки отгибаются внутрь каркаса так, чтобы даже при малом защитном слое бетона они не выглядывали из заливки и не провоцировали коррозию всей армирующей конструкции.

Материалы, инструмент, применяемые для соединения арматуры

Для примера рассмотрим вопрос, как армировать фундамент. Для вязки арматуры под ленточный фундамент, применяется вязальная проволока диаметром от 0,8 до 1,2 мм. Использовать более толстую проволоку не рекомендуется из-за значительной жесткости. Проволока должна быть хорошо отожжена и быть достаточно мягкой. Перед армированием фундамента ее нарезают длиной 220-250 мм. Это можно сделать болгаркой, разрезав бухту на несколько частей.

Инструмент для выполнения вязки с помощью проволоки достаточно простой и может быть как самодельный, так и заводского изготовления. Для выполнения работ потребуется один из приведенных ниже:

  • самодельные крючки – изготавливаются из проволоки или электрода;

  • крючки вязальные заводского изготовления с вращающейся ручкой;

  • пистолет для вязки арматуры – профессиональный инструмент;

  • сварочный аппарат и электроды для соединения арматуры при помощи сварки.

Самодельные крючки и крючки заводского изготовления – самый распространенный инструмент, пользоваться которым может легко научиться любой непрофессионал.

Как правильно вязать арматуру для ленточного фундамента

С точки зрения важности, укладка и вязка каркаса никак не менее ответственный этап, что и расчет. Прежде всего нужно понять, для чего все эти хлопоты по предварительному сбору каркаса

Задача тут стоит расположить в пространстве все металлические элементы и зафиксировать до заливки бетоном. И удержать на месте во время заливки. Не нарушая при этом прочностных характеристик самой арматуры – вот почему арматуру вяжут, а не сваривают.

Фото: Схема вязки арматуры для ленточного фундамента

Термическая обработка ослабляет отдельные участки по краям соединения и на разрыв они становятся менее прочными. Хотя в сейсмических районах сварку все же применяют. Но соединяют только вертикальные и продольные связи. А поперечные все равно вяжут. Правда, как уже говорилось, в этом случае стоит применять особую марку арматуры. Той, в маркировке которой есть буква С.

Сначала в траншее устанавливают опалубку. Иногда в качестве нижнего ограничителя использует стенки траншеи, но это не всегда удобно и возможно. Поэтому лучше все же работать с полноразмерной опалубкой.

На опалубку пускают любые доступные материалы: доски, листы РСП, металл

Важно, чтобы все элементы конструкции стыковались с щелями не более 3 мм. В противном случае возможно образование раковин

Лучше, когда схема армирования ленточного фундамента нарисована заранее – легче будет ориентироваться при закладке арматуры внутрь опалубки. Если опалубка выходит высокая, то желательно проектировать ее шириной 50 см или более, даже если требуются в теории менее массивные конструкции – просто чтобы можно было работать внутри нее и нормально соединять элементы.

Вяжут в местах пересечения любых элементов конструкции и там, где они соединяются, наращиваются. Вязки при этом идут не реже чем через 25 см, а взаимный перехлест прутьев должен быть в пределах 25 – 50 диаметров. То есть при толщине 10 мм нахлест должен составлять от 25  до 50 см. На углах частота хомутов удваивается.

Нельзя в углах просто соединять нахлестом продольные прутья и связывать их. Для крепления углов нужно использовать Г-образные или П-образные (при Т-образном примыкании стен) гнутые элементы. При этом нахлест арматуры при вязке минимум 50 диаметров. В углах увеличивают количество и поперечных элементов, пуская их с шагом 0,4 высоты элемента, но не реже чем через 25 см.

Вязка арматуры на углах

Технически это выглядит примерно так. На дно траншеи засыпают песок толщиной примерно 15 см, проливают его. Затем монтируют опалубку и заливают первый слой бетона примерно в 5 см. Чтобы выровнять основание. Потом монтируют опалубку.

Продольные связи должны проходить не ближе чем в 5 см от стен опалубки. В противном случае они заржавеют. Чтобы арматурный пояс не соприкасался с низом формы, под него подкладывают небольшие камни или кирпичи, которые потом останутся в заливке. Но можно поступить иначе. На месте поперечных арматурин по всему нижнему поясу сверлятся в опалубке отверстия, равные диаметру арматуры или чуть больше. В которые затем вставляют прутья арматуры, отрезанные с небольшим запасом. Получаются как бы небольшие кронштейны, на которые потом и опираются продольные элементы, а уж к ним прикручиваются и вертикальные.

Схема вязки на углах

Арматуру монтируют поясами. Лучше прямо в опалубке. Крутить все это снаружи, а потом переносить в опалубку много сложнее и тяжело физически. Прутья режут ножовкой по металлу, болгаркой, гидроножницами – чем удобнее, что имеется под рукой.

Соединения

Традиционный материал для фиксации арматуры – мягкая вязальная проволока, сложенная вдвое. Считается, что удобнее

Так вяжут арматуру крючком

всего в работе проволока для вязки арматуры, диаметр которой 1,2 – 1,5 мм. Правда, в пособиях по строительству часто поднимается вопрос, можно ли вязать арматуру пластиковыми хомутами. Этот способ несколько менее бюджетен, но предпочтительнее с точки зрения временных затрат.

Конечно, задача вязки – зафиксировать некую пространственную конструкцию до заливки ее бетоном. И с этой позиции применение хомутов допустимо. Но на деле метод лучше оставить для каких-то неответственных и малогабаритных элементов. Для фундамента все же лучше применять проволоку, поскольку где-то придется опираться на вязки, где-то потребуется максимально жесткое крепление, которых пластиковый хомут не в состоянии обеспечить. Тем более, что существует простое приспособление для вязки, заметно ускоряющее процесс.

Инструкция по сборке и монтажу армированного каркаса

Сначала нужно нарисовать схему будущего каркаса и выбрать тип вязки арматуры. Перед началом работ нужно проверить все подготовленные прутья, если есть ржавчина или изгибы их нужно убрать. Прутья зачищаются металлической щеткой от лишних загрязнений и ржавчины, изгибы и мелкие деформации выравниваются при помощи молотка. Все прутья должны иметь чистый и ровный вид. В землю нужно забить опорные стержни по всему периметру основания и в углах. Чтобы прутья были вертикально установлены, можно использовать отвес. На дно траншеи укладываются кирпичи (не рекомендуется использовать силикатные), опоры из пластика или бутовый камень. Между ними надо оставить небольшой зазор, чтоб бетон правильно распределился. Такие промежутки должны быть оптимальными, не вызывать провисание каркаса. После кирпичного слоя выкладываются прутья для формирования первой плоскости. В углах проволока загибается и заводится на другую грань примерно на 30 см. Если каркас из арматуры превышает высотой 3 метра, нужно возвести подмостки и леса. Для вязки нужно подготовить стержни длиной по 30 см для каждого узла. Отрезок нужно сложить и обернуть по диагонали рядом с отрезком скрещивания стержней. Теперь крючком заходим в созданную петлю на другом краю арматуры. Остатки проволоки протягиваем через петлю. Крючок надо оставить в петле и аккуратно прокручивать по часовой стрелке до полной фиксации. Теперь нужно соединить все прутья – как между собой, так и с опорой.

Отвесом нужно проверить горизонтальность стержней. Если прутья гладкие можно использовать специальный пистолет для вязки. Теперь монтируем продольную плоскость арматуры, она крепится поперек при помощи вертикальных и горизонтальных прутьев. Размер одной ячейки может составлять 150-400 мм. Когда используются гладкие стержни, их нужно подгибать для прочности. Способов, как вязать арматуру для ленточного фундамента (видео в интернете это подтверждают), много, у каждого есть свои минусы и плюсы. Прочность и надежность фундамента при монтаже зависит не только от способа сварки, но и от материала, правильности всех работ и расчетов.

Подготовительные мероприятия

Приняв решение самостоятельно выполнять работы по фиксации стальных прутков, выполните подготовительные работы:

  • Рассчитайте нагрузку, которую будет воспринимать будущее основание. Учитывая серьезность задачи, воспользуйтесь услугами профессионалов.
  • Руководствуясь результатами расчетов, подберите необходимую марку и диаметр стержней, который не должен быть меньше 12-14 миллиметров. Применение прутков, класса A3 позволит при изготовлении каркаса осуществлять их изгиб на 90⁰ без появления трещин, а стержней класса А2 – на угол, превышающий 90 ⁰, с сохранением их целостности.
  • Рассчитайте потребность в вязальной проволоке и стальных прутьях. Основание для определения общего объема материала – схема вязки арматуры для ленточного фундамента.
  • Позаботьтесь о помощниках, так как процесс вязки достаточно трудоемкий и утомительный.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector