Особенности выбора керамической кран-буксы

Содержание:

Ремонтируем керамическую кран-буксу

Пришедшую в негодность керамическую кран-буксу можно отремонтировать, приобретя нужные детали, или заменив полностью. Причём специалисты советуют последний вариант, который займёт меньше времени.

Причины для ремонта могут быть следующими:

  • Износились керамические пластины. Их поломка происходит нечасто, а замена отдельных пластин — это сложная и трудоёмкая операция, гораздо проще купить целую деталь и поставить её.
  • В пространство между пластинами попали посторонние предметы. Для того чтобы свести такие случаи к минимуму, целесообразно устанавливать приспособления для очистки воды от примесей.
  • Выработана резьба между штоком и корпусом кран-буксы. В этом случае меняется полностью вся деталь.

Прежде чем приступить к ремонту или замене кран-буксы, нужно перекрыть водоснабжение в квартире или доме и приготовить необходимый минимум инструментов: отвёртки (плоская и крестовая), плоскогубцы, газовый и накидной ключи.

Подготовка к ремонту

Для начала с кран-буксы нужно снять маховик. Чтобы добраться до него, в вентиле крана удаляем цветную декоративную заглушку. Далее, снимаем маховик, потянув его вверх. Под маховиком располагается болт, вывернув который можно снять вентиль. Зачастую для этого надо применить силу, так как вода постоянно контактирует с деталями смесителя, и на металле образуется окись, скрепляющая детали лучше любого клея. После снятия вентиля первым делом чистим резьбу и маховик. Затем откручиваем декоративную вставку крана, пользуясь накидным ключом с головкой на 17.

Снимаем кран-буксу поэтапно

Совет: чтобы не поцарапать поверхность крана при использовании газового ключа, можно сделать своеобразную прокладку из куска плотной ткани между краном и инструментом. Но лучше использовать накидной ключ.

На этом этапе уже открывается доступ к буксе. Разводным ключом против часовой стрелки, придерживая смеситель, выкручиваем кран-буксу. После этого обязательно прочищаем резьбу смесителя, для чего можно воспользоваться кордщёткой.

Далее, если планируется замена керамической буксы, то производим её в обратном порядке и с максимальной осторожностью. Винты следует затягивать деликатно, чтобы керамические пластины не треснули

Новая букса без проблем встанет на место, если резьба была очищена правильно.

Если нет нужды в замене кран-буксы целиком, то её можно отремонтировать.

Ситуация 1: износ прокладки

Износ керамической прокладки в кран-буксе

Практически все проблемы, приводящие к протечкам, вызваны изнашиванием силиконовой прокладки. В случае, если произошло такое обстоятельство, и прокладка как бы «подсела» в одном месте, её можно заменить. Или «отремонтировать». Механизм работы следующий: выкручиваем кран-буксу из крана и наращиваем высоту прокладки. Для этого наносим на неё силикон тонким слоем. После возвращаем буксу на место.

Ситуация 2: попадание между пластинами инородных элементов

Любые инородные частицы, например, песчинки, попадая между пластинами, нарушают герметичность буксы и приводят к протечке. Здесь действуем следующим образом: выкручиваем кран-буксу и разбираем её. Керамические пластины тщательно очищаем и обрабатываем смазкой, обладающей водостойкостью. Далее, возвращаем буксу на место.

Ситуация 3: сколы на поверхности керамических пластин

В этом случае не поможет наращивание высоты. Выходом из ситуации станет замена обеих пластин, но также при небольших повреждениях возможна и их шлифовка. Производить её можно простым стержнем карандаша (обязательно мягкого), далее следует притереть пластины.

Скол керамической прокладки в кран-буксе

Ситуация: стирание пластиковой шайбы

Стирание шайбы приводит к тому, что силиконовая прокладка давит на керамические пластины уже не с той силой, и они не прижимаются друг к другу должным образом. Выход — подложить под прокладку дополнительный уплотнитель (например, слой изоленты) или заменить пластиковую шайбу.

Ремонт

Вынув кран-буксу, первым делом очищают ее и посадочное отверстие в смесителе от грязи и минеральных отложений. Для удаления известковых образований применяют специальные составы.

Альтернативные способы обработки:

  • лимонной кислотой: разбавляется в небольшом количестве воды;
  • уксусом;
  • механический: напильником или иным острым инструментом.

Зачастую замена всей кран-буксы не требуется — можно обойтись ремонтом. Это относится к обоим типам, керамический вариант, вопреки расхожему мнению, вполне ремонтопригоден.

Кран-букса с резиновой прокладкой

Чаще всего ремонт такой головки состоит в замене прокладки, это делают в таких случаях:

  • деталь вследствие естественного износа частично разрушилась и пропускает воду (обычно первыми измочаливаются края);
  • из-за образовавшихся на ней выемок прокладка гудит.

Прокладку можно вырезать самостоятельно. Исходным материалом служит мягкая резина, не склонная к скорому отвердению.

Жесткую, задубевшую прокладку приходится сильно прижимать к седлу, а это приводит к быстрому износу винтовой пары. Очень хорошо подходит резина от камер колес тракторов и грузовых машин, имеющая толщину в 3–4 мм. Она остается мягкой довольно долго.

Самодельная прокладка при правильном подборе материала вполне может оказаться лучше аналогов заводского изготовления. Некоторые недобросовестные производители изготавливают прокладки из некачественной резины или нефтеполимера, быстро теряющих пластичность.

Целесообразно приобретать прокладки из силикона: этот материал не дубеет и дольше служит. Некоторые производители заключают изделие в латунную обечайку, чем также продлевается срок ее службы.

Прокладки сантехнические силиконовые

Прокладка не всегда фиксируется винтом. Во многих моделях она просто надевается на выступ, поскольку все равно поджимается потоком воды.

Если потек сальниковый узел (из-под маховика сочится вода), откручивают прижимную гайку, вынимают грунд-буксу и пополняют изношенную сальниковую набивку — промасленное хлопчатобумажное волокно.

Протечки могут возникать из-за образования борозд или раковин на седле. Причины — брак литья или попадание под прокладку в момент закрытия песчинки или окалины. Такие дефекты устраняются притирами или абразивными брусками. Притир используется совместно с притирочным порошком.

Инструмент может применяться одним из следующих способов:

  • вручную;
  • с дрелью;
  • со специальным притирочным станком.

Перед установкой отремонтированной кран-буксы на место, ее резьбу обматывают паклей или ФУМ-лентой (плохо работает на «горячем» кране).

Устаревшие кран-буксы с прокладками и керамические, являются взаимозаменяемыми.

Чтобы установить более современную полуоборотную вентильную головку, необходимо уточнить:

  • диаметр резьбы в смесителе (старой кран-буксы), наиболее распространены: ¾, 3/8, ½;
  • форму головки штока под маховик (у отечественных изделий — четырехгранники, у импортных — круглые со шлицами в количестве 20 или 18 шт.).

Длина у разных вентильных головок почти одинакова, так что этот параметр особого значения не имеет. Нужный маховик можно докупить отдельно.

Керамическая кран-букса

Залог отсутствия протечек в полуоборотном вентиле — плотное прилегание пластин друг к другу, это обеспечивается двумя прокладками:

  1. одна расположена под неподвижной пластиной;
  2. другая — на штоке подвижной: она подпирает кольцо с усиками, удерживающими пластину.

Чаще всего изнашивается прокладка на штоке. Найти в продаже новую для замены крайне сложно, поэтому умельцы компенсируют износ посредством втулки из медной проволоки (наматывается на шток).

Если проволоки нет, можно просечкой изготовить втулку из пластмассы. Иногда проседает прокладка под нижней, неподвижной пластиной. Ее меняют — в продаже имеются ремкомплекты.

Также в случае износа можно заменить резиновые кольца, уплотняющие отверстие для штока (играют роль сальникового узла). Керамические пластины повреждаются очень редко. Если это произошло, детали меняют — они также продаются в составе ремкомплектов.

При обратной сборке уплотнять резьбу керамической кран-буксы не нужно — в конструкции имеется уплотнительное кольцо из резины.

Кран-букса прикипела к корпусу – подбираем подходящий метод демонтажа

После снятия вентиля и заглушек вам необходимо открутить кран-буксу, но она прикипела и снять ее привычным способом при помощи разводного ключа не получается. Предлагаем вам четыре метода, от менее до более трудозатратных.

Кран букса для смесителя – вещь на первый взгляд незаметная, но ее поломка приводит к неприятным последствиям, способным нарушить покой жильцов назойливым шумом и трудностями при открывании крана. О том, что кран-букса в смесителе износилась и ее пора менять, мы узнаем по текущей воде из закрытого крана и характерным тарахтящим звукам. Неисправность этой детали доставляет много неприятностей, но от них можно быстро избавиться, заменив буксу. Прежде чем говорить о ее замене, давайте разберемся, какие бывают кран-буксы, рассмотрим отличия между ними, а также, какие достоинства и недостатки есть у каждой из них.

  1. Обыкновенные червячные с резиновыми манжетами.
  2. Буксы нового поколения с керамическими вставками.

Отличаются они длиной и количеством шлицов. На импортном смесителе их 20 и 24 (под ручку). Отечественный смеситель имеет квадратный крепеж под ручку, снабженный фиксирующим винтом. Также отличия состоят в диаметре резьбовой части, той, которая вкручивается в кран. Наиболее распространенным диаметром считается ½ дюйма, реже встречается диаметр ¾. Покупку новой кран-буксы лучше производить при наличии старой, которую можно будет показать продавцу, а тот подберет деталь аналогичной конфигурации.

Кран-букса для смесителя обыкновенная и с керамическими вставками

Кран-букса для смесителя с резиновыми манжетами

Этот тип букс имеет червячный принцип действия и резиновую прокладку в конце выдвижного штока. Для полного закрытия необходимо от двух до четырех оборотов. Такая букса имеет следующий принцип работы: резиновая прокладка внутри клапана прижимается к нему, перекрывая путь воде. Резиновая прокладка быстро изнашивается, но ее можно легко заменить. Прокладка может быть выполнена из различных сортов резины, от чего во многом и зависит длительность ее эксплуатации.

Кран-букса с резиновыми манжетами

Достоинства

  1. Есть возможность поменять прокладки, без замены всей кран-буксы.
  2. Низкая стоимость прокладок.
  3. Возможность самостоятельного изготовления прокладки из резины.

Разобранная кран-букса с резиновыми манжетами

Недостатки

  1. Небольшой срок эксплуатации.
  2. Большое количество оборотов от открытия до закрытия.
  3. Существенное ухудшение плавности хода со временем, что приводит к необходимости более сильного закручивания крана.
  4. Характерный неприятный шум, вызванный резонирующим вентилем. Резонанс при этом возникает, если прокладка изношена. Этот фактор может пагубно сказаться на работе водопроводных коммуникаций.

Замена манжеты червячной кран-буксы

Основу данной кран-буксы составляют две керамические вставки, выполненные в виде пластин и снабженные идентичными отверстиями. От полного открытия до закрытия ручки совершается пол-оборота.

Керамические вставки в кран-буксу

Конструкция буксы предусматривает жесткую фиксацию одной из пластин внутри ее корпуса. Вторая пластина фиксируется на штоке, а к штоку, в свою очередь, крепится маховик. Когда ручка крана поворачивается, отверстия пластин совмещаются таким образом, что через них вода начинает поступать в смеситель. Заменить керамические составляющие можно, но это сделать не так просто, как в случае с резиновыми прокладками, так как вставки придется подбирать индивидуально по размеру буксы. Проще купить и установить новую буксу.

Достоинства

  1. Продолжительный период эксплуатации.
  2. Удобство использования: чтобы открыть воду, нужно всего пол-оборота.
  3. Минимальный уровень шума при работе.
  4. Плавность хода ручки.

Недостатки

  1. Стоимость выше, чем у моделей с резиновыми прокладками.
  2. Работа буксы будет затруднена, если в воде есть песок и прочие грубые примеси, поэтому для бесперебойной эксплуатации системы лучше установить фильтр тонкой очистки воды.

Важные рекомендации и советы по замене кран-буксы в смесителе

Решая вопрос, как открутить кран-буксу, можно столкнуться с проблемой прикипания элемента к корпусу смесителя, что является следствием появления ржавчины или окисления. Для выхода из такой ситуации существует несколько способов. Корпус можно обработать уксусом, кислородосодержащими составами или химическими средствами. Его также нагревают с помощью строительного фена. Кран-буксу можно расшатать с небольшим усилием. Переусердствование нередко приводит к повреждению элемента и самого смесителя.


При замене кран-буксы в смесителе нужно учитывать некоторые нюансы

В случае образования трещин, сколов, углублений или других повреждений седла в червячной кран-буксе центральный элемент нуждается в полной замене. Если возникли проблемы с герметичностью шаровой или керамической вентильной головки, ее потребуется заменить на новую, поскольку ремонт внутреннего блока невозможен.

Если возник неприятный скрип в кране или для поворота вентиля необходимо прилагать усилия, то для решения данной проблемы следует смазать вентильную головку, что предотвратит ее дальнейшую поломку. При выявлении протечек из вентиля нужно заменить резиновую прокладку. Для этого можно самостоятельно вырезать деталь необходимого размера из плотной резины или приобрести ремкомплект кран-буксы с уплотнительными кольцами различного диаметра в специализированном магазине.

В случае обнаружения после извлечения кран-буксы истирания детали по высоте недостающую часть можно нарастить с помощью тонкого слоя силикона. После схватывания состава вентильную головку ввинчивают обратно.


Если произошло прикипание деталей, то можно воспользоваться уксусом или другими кислородосодержащими веществами

Как открутить кран-буксу, если она прикипела: снять барашек и маховик со смесителя

Кран-букса – основной элемент, который отвечает за подачу и регулирование потока, а также температуры воды за счет вращения вентиля. В смесителях, имеющих один или два рычага, установлена латунная арматура, которая со временем поддается налету и ржавчине, что значительно усложняет процесс демонтажа и ремонта вышедшей из строя кран-буксы.

Кран-букса

В такой ситуации раскрутить резьбовое соединение для восстановления или замены становится практически невозможно. Основной ошибкой многих домовладельцев является то, что они недолго думая берут в руки ключ, и с усилием пытаются открутить кран-буксу.

Однако хрупкая латунь может не выдержать давления и раскрошиться. Ремонт может осложниться и затянуться по времени, или механизм придется полностью менять.

Потому следует надлежащим образом подготовиться к ремонту. Выполняя его, предварительно нужно вооружиться соответствующим инструментом, базовыми знаниями о методах демонтажа.

Основные причины неисправностей

Кухонный смеситель, равно как и в санузле, активно используется домочадцами по много раз в день. Не все относятся к нему надлежащим образом. Например, нередко маховик закручивается резкими движениями с чрезмерным применением силы. Это приводит к продавливанию резиновой прокладки, а после – выходу из строя устройства.

Также оно подвержено проникновению вовнутрь абразивных материалов (песка или других твердых мелких частиц), которые оседают на поверхностях и затрудняют его вращение, а в худшем случае приводят к разрушению керамического кольца.

Прикипевший кран-букса

Чаще всего ломаются кухонные однорычажные смесители. Это связано с тем, что на них давят с удвоенной силой. Такие действия приводят к тому, что латунная часть сминается, а отремонтировать такую кран-буксу будет нелегко.

Есть три варианта решения проблемы:

  1. Поменять смеситель на новый;
  2. Заменить сломавшийся элемент;
  3. Отремонтировать вышедшую из строя деталь.

Наименее затратный – третий из перечисленных путей устранения поломки, но воспользоваться одним из них следует исходя из конкретной ситуации.

Эффективные советы, как открутить прикипевшую кран-буксу

Демонтировать кран-буксу можно одним из нескольких способов. Такое многообразие позволяет выбрать наиболее приемлемый вариант исходя из конкретной ситуации:

  1. Химический. Реализация проста как мир. Деталь обильно смазывается кислотосодержащим раствором (WD-40, сантехническим средством Cilit или уксусом), а через несколько часов можно будет пробовать демонтировать. В сложных ситуациях следует постараться залить химическое средство внутрь проблемного соединения (например, шприцем). Кроме того, специалисты рекомендуют попробовать прокипятить полностью снятое устройство в течение 20 минут в растворе соды – это часто помогает провернуть застопорившийся вентиль.

WD-40

Термический. Необходимо применять в том случае, когда вышеописанный способ не принес желаемого результата. Основан он на том, что непосредственно кран-букса и части смесителя, с которыми она соприкасается, обычно разные. Соответственно, они имеют различную степень расширения. Обработка выполняется строительным феном, которым резьба тщательно прогревается до тех пор, пока шлямбур не сдвинется.
Простукивание. Обычно помогает при демонтаже легкосплавной кран-буксы, которая подтекает. Выполняется легкими многократными ударами молотка или киянки по корпусу вдоль резьбового соединения. Известковый налет и ржавчина должны удалиться, а заклинившая деталь – легко демонтироваться.
Раскачивание шлямбура. Применяется в тех ситуациях, когда грани шлямбура «слизались». Необходимо плотно обхватить шлямбур трубным ключом и путем раскачивания попытаться его сорвать

При этом важно не применять чрезмерных усилий – это чревато срывом резьбы и поломкой детали. Высверливание прикипевшей кран-буксы
Высверливание

Считается наиболее радикальным способом; используется тогда, когда другие не помогли. Выступающая часть шлямбура срезается ножовкой по металлу, после чего подходящим сверлом высверливаются оставшиеся внутри части детали. Вместо сверла можно использовать фрезу. Затем резьбу придется нарезать заново.

Кран-букса, что это такое и для чего она нужна

В большой семье, да если еще и хозяйка любит проводить время на кухне, смесителем пользуются до 50 раз в день. За год вполне наберется 15 000 циклов. Для шарового крана это может быть пределом. А смеситель служит несколько лет, но и это не предел. Если кран смесителя стал подкапывать, то в нем можно заменить «кран-буксу» и он снова послужит не один год.

Вентильная головка, в народе кран-букса, выполнена отдельным элементом и изначально устанавливалась в вентильных кранах, откуда и получила свое название. При износе головки она менялась на новую и вентиль мог служить еще довольно долго.

Позднее, этот принцип сменяемости буксы, стали применять в конструкции смесителей с двумя кранами. Поскольку вентильные головки служили недолго, а корпус смесителя оставался почти новым, то проще и дешевле было сменить изношенную буксу.

Но у вентильной головки для открытия клапана применялся червячный механизм, такой червячный привод используется в задвижках. Для полного открытия крана требовалось выполнить 3 – 4 оборота червячного штока, для закрытия еще 3 – 4 оборота. На это уходило немало времени, что в наш век расточительно. И потому изобрели новые головки, без червячного механизма и клапана.

В новых кран-буксах для смесителей применили принцип открытия и перекрытия проходного отверстия за счет смещения, по оси вращения, двух пластин с отверстиями. В одном положении эти отверстия совпадали и пропускали воду. В другом положении, при смещении по оси на 90 или 180 (зависит от формы пластин), отверстия взаимно перекрывались. Теперь для полного открытия крана, было достаточно сделать всего четверть или пол-оборота штока. Название такие буксы получили «полуоборотные».

Керамические пластины оказались наиболее долговечными и относительно дешевыми. Ранее выпускали дешевые буксы с фторопластовыми пластинами, но срок их службы значительно меньше, особенно на горячей или загрязненной воде.

Поскольку в буксовой головке ничего не осталось от червячного механизма вентильного крана с клапаном, то прижилось название кран-букса. А головки с керамическими пластинами стали называть – керамическая кран-букса.

Это интересно! Поиск в интернете не дал однозначного ответа, какого рода слово кран-букса. Но, по мнению автора, женского. Во-первых, главным в словосочетании является все же слово букса. Кроме того, на это указывают косвенные признаки: склоняется только второе слово и прилагательные слова, в словосочетаниях червячная, керамическая и других, имеют окончания женского рода. Ну а во-вторых, слово кран всего лишь дополняет слово букса, чтобы было понятно для каких целей она служит. Ведь букса это «металлическая коробка внутри которой находится элемент скольжения и вкладыш». Очень похоже на описание кран-буксы? А ведь это описание буксы колесной пары на раме железнодорожного вагона. Поэтому слово букса используется в разных областях и его вполне можно употреблять без слова кран.

Назначение крана-буксы

Это «сердце» любого смесителя, элемент, отвечающий за основные функции сантехнического изделия. Именно кран-букса:

  • открывает и прекращает поток воды;
  • увеличивает и уменьшает мощность напора;
  • регулирует температуру воды.

Кран-букса для смесителя — как сердечник для дверного замка: он выполняет регулирующую функцию, будучи скрытым от посторонних глаз в корпусе сантехнического изделия. Устройство приводится в действие при помощи рычажного элемента или вентиля крана через маховик. Большинство современных смесителей представляют собой однорычажные модели, которые регулируют напор и температуру воды за счет движения рычага в вертикальной и горизонтальной оси.

Порядок выполнения работ при замене и ремонте кранбуксы

При замене инструкция по выполнению работ будет выглядеть так:

  • сперва нужно прекратить подачу воды и приступить к демонтажу старого устройства. Первый шаг – снятие колпачка с маховика;
  • под ним обнаружится болт, открутив который, можно снять вентиль;
  • после этого можно ключом выкрутить саму буксу из посадочного гнезда;

Демонтаж кранбуксы

после осмотра резьбы и удаления мусора можно приступать к установке новой кран-буксы. Работы проводятся в обратном порядке – сперва вкручивается сама букса, затем наступает черед декоративного колпачка и вентиля.

Установка маховика выполняется только если он соответствует количеству шлицов на штуцере. Понятно, что кран букса 18 шлицов и маховик с квадратным сечением отверстия просто несовместимы.

Что касается ремонта, то в случае с червячными устройствами он, как правило, заключается в замене запорной прокладки. В этом случае все, что нужно сделать – демонтировать кранбуксу и заменить старую прокладку на покупную новую. При желании можно даже вырезать ее самому из достаточно плотной и толстой резины.

Схематически показан процесс замены прокладки

Гораздо хуже, если повреждено само дно посадочного гнезда, в результате этого даже при исправной прокладке кран-букса будет немного подтекать. В этом случае понадобится замена всего крана, как временную меру можно рассматривать установку более толстой прокладки.

Что касается керамических кранбукс, то, скорее всего, при появлении проблем с герметичностью поможет только ее полная замена. Но иногда причина течи кроется в истирании кольца, через которое обеспечивает плотный прижим пластин друг к другу.

Показано место, где располагалась истершаяся прокладка

В таком случае ремонт возможен своими руками, для этого достаточно просто вырезать новое кольцо примерно такой же толщины (в точном соблюдении размеров нет нужды) и разместить его вместо старого на штоке. На этом возможности ремонта керамических кран-букс исчерпываются.

Шток с новой прокладкой

Что такое крановая букса, определение

Кран-букса – это запирающий элемент, с помощью которого проводится регулированная подача воды в кране (на кухне или ванной комнате). В быту работу смесителя и этого элемента можно наблюдать ежедневно. Крановый вентиль бывает:

  1. Керамическим изделием, угол поворота штока до появления воды от закрытия до половины оборота.
  2. Червячным устройством, которое необходимо повернуть шток на 1 – 2 витка, для подачи воды.

Каждый смеситель в квартире имеет два сердечника, два вентиля, соответственно для холодной и горячей воды в кране. Червячные крановые устройства имеют резиновые прокладки. В качестве прокладки керамические изделия используют материал металлокерамику, этим обеспечивается надежное запирание воды без эластичного уплотнителя.

Современный смеситель реализуется в двух видах: с резиновой манжетой или керамической вставкой.

Как отремонтировать кран-буксу?

В ряде случаев кран-букса при осмотре оказывается пригодным к эксплуатации, и восстановить его первоначальные свойства можно. Устройство изделия позволяет заменить только сердцевину, если на ее поверхности возникли трещины или сколы. Если кран-букса выглядит визуально целым, но при работе смесителя наблюдается скрежет и протечка воды, нужно заменить резиновый уплотнитель, который более всего подвержен износу.

Для замены сальника необходимо предварительно приобрести ремкомплект с уплотнительными кольцами различного диаметра. Перед применением нового уплотнителя с помощью отвертки удалите со штока крепежную гайку, затем нанести на ее место тонкий слой специальной смазки и установите новую манжету по размеру стержня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector