Цветовая температура

Как нарушить правила?

Применять свет разной температуры разрешено, если делать это правильно. Для этого нужно выполнять следующие правила:

  1. Разные цвета могут сочетаться, если говорить о главном и дополнительном освещении. Акцентным освещением в этом случае будут небольшие точечные светильники другого тона. Их монтируют с целью выделить отдельные предметы либо текстуры в интерьере посредством узких направленных лучей. Главный цвет при этом должен обладать другой температурой. Таким решением часто пользуются профессиональные дизайнеры.
  2. Теплый и холодный свет светодиодных ламп принято использовать в квартирах-студиях, открытых офисах и в других помещениях, в которых нужно создать сетевое зонирование. Для создания такого эффекта лампы теплого и нейтрального света устанавливают в разных углах помещениях, что помогает подчеркнуть функциональность. При этом источники света располагаются таким образом, чтобы лучи разной температуры пересекались минимально. Прием трудно реализовать без опытного дизайнера.
  3. Самостоятельно совмещать разное освещение в одной комнате можно, если комбинировать теплый и холодный свет лампочек.

Еще один метод совместить разные цвета в одной комнате – разработать схемы освещения. Источники с разными цветом не должны включаться одновременно, иначе это нарушит концепцию. Если самостоятельно подобрать освещение в помещении не получается, то лучше всего будет обратиться к профессиональному дизайнеру. Именно он подберет цвет осветительных приборов в зависимости от интерьера и ответит на вопрос что лучше холодный или теплый свет.

Классификация

Лампы накаливания

В недавнем прошлом наиболее распространённый тип. Осветительные приборы данного вида могут использоваться как на стационарных, так и на портативных устройствах (например, ручные фонарики).

Свет испускает нагретая вольфрамовая нить, помещённая в колбу (баллон), из которого откачан воздух (отсюда термин «вакуумные»).

Лампы накаливания по составу газа в баллоне разделяют на собственно вакуумные, криптоновые, галогенные.

Вакуумные

Поверхность колбы может быть как прозрачной, так и матовой, что позволяет получить более мягкий свет без использования защитного колпака. Также, верхняя часть баллона может быть покрыта зеркальной краской, чтобы направить световой поток вниз (при потолочном освещении).

Лампы для переносных источников работают от напряжения 12, 24, 36 В.

Для стационарных – 220 В, 50 Гц (городская электрическая сеть).

Основной минус подобных источников света – низкий КПД: только 2-3% идёт на освещение. Остальная энергия рассеивается в виде тепла (отсюда и низкий показатель светоотдачи).

Тип используемого крепления – цоколь Эдисона (Е-цоколь); различается по своему диаметру (в мм), указываемому в маркировке:

  • Е10 – используется для карманных фонариков;
  • Е14, также называемый «миньён» (маленький);
  • Е27 – стандартный;
  • Е40 используется для наружного освещения;

Плюсы:

  • широкое распространение оборудования;
  • низкая цена;
  • удобство монтажа;

Минусы:

  • низкий КПД;
  • малая длительность работы (500–1000 ч.);
  • пожароопасность (нельзя использовать в пластиковых и деревянных конструкциях);

Характеристики:

Цоколь Е
Мощность 5 – 500 Вт
Светоотдача 7–17 лм/Вт
Цветопередача Ra более 90
Световая температура 2700 К
Стоимость от 10 р.
Срок службы 500–1000 ч.

Криптоновые лампы

Лампа накаливания, в баллон которой добавлен криптон (инертный газ). Обладают меньшими габаритами и большим временем работы по сравнению с вакуумными (1000–2000 ч.), не чувствительны к перепадам напряжения.

Характеристики:

Цоколь Е
Мощность 5 – 500 Вт
Светоотдача 8–19 лм/Вт
Цветопередача Ra более 90
Световая температура 2700 К
Стоимость от 40 р.
Срок службы 1000–2000 ч.

Галогенные лампы

Как следует из названия, колба содержит пары галогенов (элементов 17 группы таблицы Менделеева – брома или йода). Добавление этих газов позволяет значительно увеличить время работы и повысить светоотдачу, по сравнению с  вакуумными аналогами.

Используется Е- или G-цоколь (см. люминесцентные лампы).

Плюсы:

  • Срок службы до 2000-4000 ч..
  • Малые размеры, возможность применения в гипсокартонных конструкциях (например, подвесной потолок).

Минусы:

  1. Чувствительность к загрязнению (установку необходимо производить в перчатках, при попадании жира на поверхность колбы, прибор очень быстро выходит из строя).
  2. Чувствительность к перепадам напряжения.

В настоящее время, разработан новый тип галогенных источников с инфракрасным покрытием, которое пропускает видимый свет и отражает тепловое излучение, они имеют сниженное энергопотребление и увеличенное время эксплуатации по сравнению с аналогами без покрытия.

Характеристики:

Цоколь Е, G
Мощность 20 – 1500 Вт
Светоотдача 14–30 лм/Вт
Цветопередача Ra более 90
Световая температура 3700 К
Стоимость от 20
Срок службы 2000–4000 ч.

На что еще нужно обращать внимание?

Чтобы правильно подобрать источник освещения для комнаты, нужно обращать свое внимание не только на цвета, но и другие параметры. Все лампы, поступаемые в продажу, можно классифицировать по следующим параметрам:

  1. Принцип действия — галогенные, светодиодные, люминесцентные и известные многим лампы накаливания
  2. Форма лампочки. К самым распространенным можно отнести трубчатую, шарообразную и грушевидную форму, а также споты (обладают формой гриба)
  3. КПД. Самый высокий коэффициент полезного действия продолжает оставаться за светодиодными источниками освещения.
  4. Цена. К самым дешевым относят лампы накаливания, а к самым дорогостоящим – светодиодные. Дорогие модели источников освещения отличаются своей экологичностью, а также потребляют в разы меньше электричества.

Чтобы определиться с тем, как будет выглядеть помещение при вкручивании выбранной лампы в источник освещения, перед покупкой следует дополнительно обратить внимание на индекс цветопередачи лампы

Для его обозначения применяют букву Ra. Лучше всего, чтобы значение было равно 90 и выше, что поможет видеть лишь естественные цвета предметов в комнате. Если Ra меньше 80, то все оттенки с большой вероятностью будут сильно искажены.

Цветовая температура

Одной из наиболее распространенных проблем при использовании смешанного освещения, особенно при включении в световой ансамбль электронной вспышки, является несоответствие цветовой температуры. Естественный солнечный свет имеет цветовую температуру около 5600K, в то время как светильники с лампами накаливания обычно около 3200K.

Это означает, что при съемке на улице необходимо установить баланс белого примерно на 5000 — 5750 Кельвин. Таким образом, полученное изображение будет похоже на то, что вы видите невооруженным глазом. Например, если установить баланс белого на 3000 К, все будет выглядеть очень синим (нет ничего хуже белого свадебного платья синего цвета!).

То же самое верно при съемке в помещении с включенными лампами. Цветовая температура, необходимая для съемки этого изображения, составляет около 3200K, но если вы снимаете его с балансом белого, установленным на 5650K, вы получите изображение, выглядящее очень оранжевым.

f / 5,6, ISO 3200, 1/80, объектив 24-70 мм

Самая важная вещь, которую нужно помнить, это снимать с правильной настройкой баланса белого.

Тем не менее, при использовании смешанного освещения вы все равно получите цветовое неравенство. Вот три способа решить эту проблему, в зависимости от того, что вам требуется для ваших изображений.

Вы можете настроить баланс белого при постобработке при условии, что вы снимаете в формате RAW (снимать с серой картой или указывать цветовую температуру при настройке баланса белого).

Используйте гели (цветные фильтры) для вашего искусственного освещения, чтобы соответствовать температуре окружающего пространства.

Замените лампочки в ваших комнатных на лампы, которые соответствуют температуре солнечного света.

Что касается меня, я пытаюсь сопоставить то, что я вижу в реальной жизни, с результатами изображений. Делаю это, как правило, при постобработке.

Я надеюсь, что эта небольшая статья помогла вам понять окружающий свет в фотографии, а также как сбалансировать свет при работе со смешанным освещением.

Хотите знать больше о полезном для фотографа свете? Приходите на наш самый понятный курс для начинающих фотографов. И научитесь делать отличные снимки под чутким контролем преподавателя! Чтобы ознакомиться с курсом кликните по баннеру ниже.

Перевод: profotovideo.ru

Как оттенок света воздействует на человека

Прямой связи между цветом ламп и здоровьем глаз, нет. А значит, стремясь сохранить нормальную остроту зрения, можно не беспокоиться о том, какой оттенок света выбрать для кабинета или гостиной.

Тем не менее цветовая температура косвенно воздействует на здоровье обитателей помещения, оказывая влияние на настроение и общее психоэмоциональное состояние.

  • Холодное свечение тонизирует, повышает концентрацию внимания, разгоняет сонливость, и потому рекомендовано для освещения рабочих зон.
  • Теплый тон света характеризуется обратными свойствами: он расслабляет, успокаивает, создает атмосферу комфорта и уюта.

Холодные цвета в помещении

Холодное освещение символизируется с зимним белым солнцем. Чаще всего его применяют в офисах, а также во всех местах, в которых нужно создать рабочее настроение.

Какой свет лучше теплый или холодный? Нейтральные и прохладные цветовые палитры рекомендуется применять для освещения рабочих зон, в которых человеку требуется быть максимально собранным и концентрироваться на предстоящей работе. Нейтральные и прохладные цвета лучше всего подойдут для зон, в которых используется одновременно искусственное и естественное освещение.

Важно помнить, что холодный световой поток воспринимается глазами человека более ярко и интенсивно. Теплый белый и холодный белый свет сильно отличаются по месту их использования

Лампы с холодным освещением чаще всего применяют:

на кухне, так как здесь при готовке пищи важно дополнительное освещение большей интенсивности;
в кабинете – именно такой цвет поможет быстро собраться и усиливает общую работоспособность человека;
в ванной, возле душевой кабинки – холодный белый свет поможет быстро взбодриться и не чувствовать себя сонно;
в гостиных и спальнях дизайнеры советуют дополнять освещение лампами холодного света в том случае, если в комнатах есть много свободного пространства, а также присутствуют элементы современного дизайна.

Цвета предметов дизайна в комнате при таком освещении также могут немного изменяться, но это относится лишь к теплым оттенком, каких в стиле модерн очень мало. В том случае оранжевый, красный и желтый цвета будут выглядеть фиолетовым, коричневым и зеленоватым соответственно. Зеленые же и синие оттенки, наоборот, станут казаться более яркими и интенсивными.

Нормы освещения

Яркость освещения – индивидуальное понятие. Однако принято считать, что на каждые 10м2 при высоте потолков 2,7м, необходима минимум освещенность в эквиваленте 100Вт.

Измеряется освещенность в люксах. Что это за единица? Простыми словами – когда 1 люмен освещает 1м2 площади помещения, то это и есть 1 люкс.

Для разных помещения нормы отличаются. 

Зависит освещенность от многих параметров:

  • от расстояния до источника света
  • цвета окружающих стен
  • отражения светового потока от посторонних предметов

Освещенность очень легко замеряется при помощи привычных смартфонов. Достаточно скачать и установить специальную программу. Например – Люксметр (ссылка)

Правда такие программы и камеры телефонов обычно врут по сравнению с профессиональными приборами люксметрами. Но для бытовых нужд, этого более чем достаточно.

Съемка интерьеров

Большинство фотографов и журналов используют естественное освещение для съемки интерьеров.

Чаще всего для этого потребуется штатив и использование длинных выдержек для смягчения и прорисовки темных областей. Но если снимаемый интерьер имеет различные световые элементы, такие как неоновые лампы или лампы накаливания, которые создают атмосферу в комнате, то я всегда включаю их.

f / 5,6, ISO 2000, 1/100, объектив 24-70 мм

Однако я считаю, что необходимо быть избирательным с количеством искусственного окружающего света, чтобы фотокомпозиция смотрелась гармонично и естественно. Не стоит включать все освещение и снимать, сперва оцените сцену, возможно некоторые лампы будут лишними.

То есть важно отключить те источники света, которые не нужны в сцене и помешают добиться того снимка, которого вы хотите достичь. Ниже представлены три различных варианта освещения в одном помещении

Все три резко меняют внешний вид одной комнаты.

Мои стандартные настройки для интерьерных снимков зависят от времени суток и от того, сколько естественного света поступает в комнату, но диафрагма как правило в диапазоне от f/5,6 до f/8, ISO довольно высокий около 1000 — 4000, выдержка обычно 1/30 – 1/60 или 1/100 в зависимости от освещенности.

На фотографиях ниже, верхняя фотография использовала только естественное освещение. На второй фотографии было много всяких огней, таких как гирлянда, лампы, свечи и неон, но без главной потолочной люстры, которая очень яркая. На третьем фото люстра была включена плюсом ко всему остальному, но из-за того, что она светила слишком ярко, она убила “атмосферу” в комнате.

f / 5,6, ISO 3200, 1/80, объектив 24-70 мм

f / 5,6, ISO 4000, 1/80, объектив 24-70 мм

f / 5.6, ISO 3200, 1/60, объектив 24-70 мм. Параметр “Света” были немного уменьшены при редактировании.

 Я склоняюсь к избирательному включению осветительных приборов в моих интерьерных снимках.

Некоторые области в сцене бывает сложно нормально проэкспонировать. Например, действительно темные области, куда не проникает естественное освещение можно проявить при использовании более длинной выдержки, но при этом область с нормальной освещенностью будет переэкспонирована. Поэтому лучшим выходом бывает размещение в темной области искусственного осветительного прибора.

f / 5,6, ISO 2500, 1/60, объектив 24-70 мм

 Конечно, это можно исправить, сделав снимки с брекеттингом эскпозиции и затем объединить их в Photoshop. Но я далеко не всегда хочу этим заниматься! Кроме того, я считаю, что добавление дополнительных источников света вносит некоторую привлекательность. Рассмотрите фото выше и ниже как пример, иллюстрирующий сказанное мной.

f / 5,6, ISO 6400, 1/30, объектив 24-70 мм

Как цветовая температура влияет на самочувствие

Более 80% информации человек усваивает через зрение. От освещенности зависит не только восприятие, но и биоритмы и выработка гормонов. Чтобы не ошибиться при выборе освещения, надо помнить простые рекомендации:

  1. В рабочем пространстве лучше использовать холодный или нейтральный белый свет. Он настраивает на продуктивную работу и не дает расслабляться. Главное – подобрать оттенок, который будет комфортным для глаз.
  2. Для рукоделия и другого творчества подойдет естественный оттенок, так как он передает цвета максимально точно и позволяет видеть все до мелочей. При этом снижает уровень усталости глаз.
  3. В гостиных и на кухнях лучше использовать теплый белый свет, так как он навевает покой и способствует комфортному отдыху и здоровому аппетиту.
  4. Для спальни выбирать теплые приглушенные варианты освещения. Это улучшает выработку мелатонина и нормализует сон.

Теплый белый свет – самый универсальный тип освещения, который подходит под большинство помещений и создает комфортную для человека обстановку. С его помощью можно подчеркнуть красоту интерьера, ведь цвета смотрятся насыщенного и естественно.

Выбор источника света

Чтобы выяснить, какой оттенок света излучает обычная или энергосберегающая лампочка, смотрят на значение цветовой температуры изделия, которое нанесено на упаковку.

Температура света измеряется в Кельвинах (К). Желтое свечение дает лампочка с более низким значением этой величины. А при высокой цветовой температуре свет прибора будет холодным и слегка голубоватым.

Наиболее распространены лампы с такими оттенками света:

  1. Холодным белым, который соответствует значениям от 5400 до 5000 К.
  2. Естественным (нейтральным) белым с температурой от 3500 до 5000 К.
  3. Теплым белым с диапазоном значений от 2700 от 3500 К.

Отличия света разной температуры представлены на фото.

Приборы для определения уровня освещенности и методика его определения

Наименование прибора похоже на название величины, которую он устанавливает, — люксметр. Принцип работы малогабаритного переносного устройства напоминает работу фотометра. Поток излучения, падая на фоточувствительный элемент полупроводника, отрывает электроны, которые начинают упорядоченно двигаться. Таким образом, замыкается электрическая цепь. Причем величина тока прямо пропорциональна интенсивности освещения фотоэлемента, что имеет свое отражение на шкале аналогового люксметра. Сегодня приборы со стрелками практически исчезли, их заменили цифровые. Они оснащены жидкокристаллическими дисплеями, у которых сам фоточувствительный датчик расположен в отдельном корпусе, а с дисплеем он соединяется с помощью гибкого провода.

Прибор для измерения уровня освещенности

В ходе проведения эксперимента по измерению освещенности прибор устанавливается в горизонтальном положении. Причем в соответствии с требованиями ГОСТа их размещают в разных точках помещения, согласно определенной схеме. В 2012 г. Россия приняла новый стандарт измерения характеристики количества светового потока. В старом понятийном аппарате при измерениях использовались такие термины данной величины, как:

  • минимальная, средняя, максимальная, цилиндрическая;
  • естественная;
  • градиент запаса;
  • относительная эффективность когерентного лучевого потока.

В настоящее время к ним добавлены следующие типы освещения:

  • аварийное;
  • рабочее;
  • охранное;
  • эвакуационное;
  • резервное.

Стандарт подробно описывает все тонкости проведения измерительных исследований.

После выполнения необходимых замеров освещенности определяется искомая величина. Она сравнивается с нормативным значением. Затем подводятся итоги о достаточности освещенности территории или помещения. Каждый вид измерительных испытаний оформляется специальным оценочным протоколом, чего требует ГОСТ.

Нормативы освещенности для различных типов помещений

Как защититься

А если вам
все таки приходится частенько работать с небезопасными источниками синего
света, как защитить свое зрение в этом случае?

Как уже
говорилось выше, постарайтесь максимально оградиться от них как минимум за час
до сна.

Для безопасной работы за компьютером еще в 90-е годы появились специальные блю-блокеры. Это линзы или очки, которые блокировали и не пропускали синее излучение от мониторов.

Дорогие варианты
очков полностью блокируют ультрафиолетовые волны, и более чем на 98% вредные короткие.

Самые доступные варианты за несколько сотен рублей, имеют желтые или оранжевые линзы. Однако они искажают общую цветную картинку, которую вы наблюдаете сквозь них.

В последние
годы почти все производители начали встраивать программно возможность ограничить
вредное синее и ультрафиолетовое излучение от своих гаджетов, смартфонов и
телевизоров.

Поищите в настройках такую функцию, вы обязательно ее найдете. Если на вашем девайсе подобного нет, можно установить специальные программы. Они имеются в свободном доступе. Например f.lux

Как меняются предметы при теплом освещении?

При использовании в помещении источников света с такими лампами окружающие предметы в зависимости от прохладности тона могут меняться по следующей схеме:

  • голубой может меняться до зеленоватого;
  • синий часто теряет всю насыщенность, становится блеклым;
  • темно-синий изменяется до черного;
  • фиолетовый при определенном освещении может изменяться в глазах человека до красного.

Именно по этой причине при составлении интерьера с учетом пользы для глаз все нужно продумать заранее

Важно помнить, что теплое освещение может ухудшить вид комнаты, сделать оттенки неприятными для восприятия

Особенности восприятия цвета

Человеческий глаз устроен таким образом, что чутко улавливает изменения цветовой температуры в диапазоне от 2500 до 10000 К. При этом ученые доказали, что именно от этого параметра освещения во многом зависит психосоматическое состояние.

Влияние цвета на эмоции

Самая приятная для человеческого глаза температура света относится к оранжевому и желтому спектру. Такой свет успокаивает и расслабляет. Лампы с такой цветовой температурой рекомендуют использовать в утренние и вечерние часы, чтобы сделать приятным пробуждение и полноценно отдохнуть после работы.

Холодные оттенки хороши для работы. Неслучайно в офисах чаще всего устанавливают лампы с холодным белым светом: они помогают сконцентрироваться, не дают отвлекаться от дел. Однако дома такие лампочки будут играть в минус: они перегружают нервную систему, могут спровоцировать тревожное состояние и бессонницу.

Оттенки, тяготеющие к синему спектру (цветовая температура более 6000 К) дают максимальное цветоразличение и четкость восприятия объектов, однако пребывание в помещении с таким светом в течение длительного времени вредит здоровью. Как правило, подобные лампы устанавливают в музеях, чертежных мастерских, ювелирных магазинах, в комнатах осмотра в больницах и т.д.

Связь цветовой температуры и освещения

Если уровень освещенности низкий, то лучше всего воспринимаются теплые тона, как у обычной лампы накаливания. Такое освещение может расслаблять и успокаивать. Если увеличивать уровень освещенности, то возникнет обратный эффект, цвета начнут искажаться и находиться в помещении будет некомфортно. В то же время если вкрутить одну лампочку с высокой цветовой температурой на большое помещение, появится ощущение тревожности (вспомните, как люди воспринимают лунный свет).

Примерная закономерность выглядит так:

  • освещенность менее 700 Лк — выберите теплый свет (до 2700-3400 К);
  • освещенность 700-2500 Лк — выберите холодный свет (3000-5000 К).

Вот диаграмма, которая показывает, как изменяется восприятие цветовой температуры в зависимости от уровня освещенности:

Еще одна интересная закономерность между цветовой температурой и освещением касается видимости в «зашумленной» оптической среде

Вы обращали внимание, что противотуманные фары имеют желтый свет? Дело в том, что длина волны у него в несколько раз больше, чем у белого света. Желтый свет не отражается от мелких предметов (в частности, водяной пыли), а огибает их

За счет этого при включении противотуманных фар водитель видит дорогу дальше, чем если бы использовал дальние фары с белым светом.

Основные выводы

Параметр цветовой температуры является важнейшим для светодиодов и ламп на их основе. От нее зависит цвет свечения источника. Цветовая температура измеряется в диапазоне от 800 К (темно-красное свечение) до 20000К (яркое синее небо на полярной широте), светодиодные лампы обычно изготавливаются с показателем 2000-6500 К. Оттенки свечения можно разделить на теплые (желтые), нейтральные и холодные (голубые) тона. Желтоватые используются в жилых помещениях (спальне, детской, гостиной). Нейтральные – на кухне, в ванной или кабинете. Холодные тона в домашних условиях не используются. От этого значения напрямую зависит психологическое и эмоциональное состояние человека. Желтые тона являются спокойными, уютными. Синие наоборот заряжают энергией.

Предыдущая
СветодиодыОсобенности и характеристики блока аварийного питания для светодиодных светильников
Следующая
СветодиодыОсобенности устройства и схема светодиодных ламп на 220 В

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector