Мрачность, великолепие, возвышенность и другие особенности готического стиля в архитектуре

Неоготика и современность

Интерес к готической архитектуре возродился в конце 18 века и ознаменовался появлением нового направления — неоготики, характерного, например, для студенческих городков солидных учебных заведений. Появились и светские постройки, например, здание городского совета в Мюнхене или Берлине.

Готический интерьерный дизайн домов знатных европейцев оформился к концу 19 века, когда появилась мода на пышный и одновременно мрачный декор в стиле рыцарского замка. Сегодня его трудно назвать универсальным: для оформления стандартной гостиной он малопригоден, но хорошо смотрится в просторном помещении загородной усадьбы. Для воплощения современного готического стиля не обойтись без определенной стилизации и следующих элементов:

Просторной комнаты с высокими потолками и большими окнами.

Готическая спальняИсточник i.pinimg.com

  • Использования натуральных материалов: дерева, камня, металла.
  • Характерной палитры: иссиня-черного, золотистого, коричневого, фиолетового, изумрудного, темно-синего, насыщенного красного и серебристого цвета.

Интерьер с каминомИсточник roomester.ru

  • Чтобы интерьер не получился чересчур мрачным, палитру разбавляют светлыми красками, как вариант — смешивают с другими стилями.
  • Мебели со средневековым шармом: тяжелой, резной, с коваными деталями, украшенной позолотой и росписью. Гармонично будет выглядеть обивка из роскошных тканей, бархата или парчи темных оттенков.

Светлая готикаИсточник kstudiosdesign.files.wordpress.com

  • Аксессуаров. Детали — важная часть средневекового антуража. Не стоит забывать про витражи, тематические гобелены, бронзовые подсвечники. Атмосферной деталью выглядит потертый кожаный сундук.
  • Освещения. Завершающим штрихом станет кованая люстра с лампами в форме свечи на ветру, которую дополнят подходящие светильники и бра.

Кухня-столоваяИсточник roomester.ru

Об идеях дизайна в духе средневекового замка в следующем видео:

Заключение

Готический стиль способен подарить немало интересных идей для дизайна гостиной или спальни, но он подходит далеко не каждому, и потому не считается популярным направлением

Чтобы воплотить этот непростой стиль, важно знать, какие особенности ему присущи, уметь выбрать отделочные материалы и мебель, подобрать текстиль и декор в нужной цветовой гамме

Монастырские церкви

Бенедиктинские церкви. — В XIII в. монашество делится па две группы: одна из них руководствуется уставом Бенедикта, со всеми смягчениями, внесенными в него временем; вторая — конгрегации с суровой дисциплиной: цистерцианцы, францисканцы и др.*.

Примечание: Монашеские ордена имели для развития готики меньше значения, чем для развития более ранней архитектуры. Орден цистерцианцев в Бургундии, как и францисканцев в Италии, культивировал некую упрощенную готику, одинаково противостоящую и прежней роскоши феодально-монастырского стиля Клюни и развитию городской архитектуры больших соборов. См. Curman S., Cistercienserordens Byggnadskonst, Stockholm 1912.

Характер архитектуры каждой группы так же своеобразен, как и самый дух их уставов. Только бенедиктинцы, не принявшие реформы, восприняли готическое искусство со всей его изысканностью и пышностью; как и клюнийское искусство, новая архитектура своим блеском отвечала запросам ордена.

Преданность бенедиктинцев принципам готики подтверждается всеми воздвигаемыми ими памятниками. Церковь Сен-Дени, хоры церквей Сен-Жермен де Прэ, Сен-Реми в Реймсе, Сен-Жермэ, Везлэ — относятся к первым и самым замечательным произведениям готического искусства. Церкви аббатств в Сен-Лё д’Эссеран, Монтье ан Дэр, Музон, Брэн, как по плану, так и во всех деталях, — стрельчатые церкви.

Капелла, посвященная Мадонне, получает особеннее развитие в монастыре; иногда она даже строится в виде отдельного здания. В церкви Сен-Жермэ ее связывает с абсидой простой проход; в церкви Сен-Жермен де Прэ, вместо того чтобы входить в состав главной церкви, она пристроена рядом.

Церкви цистерцианцев. — Мы подходим к раскольничьим, если можно так выразиться, церквам, т. е. к церквам, принадлежащим реформированным или вновь основанным орденам. Цистерцианская реформа, проведенная Бернардом около 1100 г., являлась протестом против роскоши клюнийцев. Орден Бернарда запрещает украшения, но принимает клюнийские методы и умеет придать стилю ту суровость, которая позволяет отличить цистерцианскую церковь с первого взгляда (рис. 287, О — Обазин).

Рис. 287

Три нефа, абсида, часто заменяемая прямой стеной, простые квадратные капеллы, окаймляющие трансепт, — таков типичный план, приписываемый Вилларом де Гоннекур цистерцианским церквам, и таков же, за исключением небольших вариантов, план существующих церквей: Понтиньи, Сен-Мартэн в Лаоне, Обазин, Сильвакан, Отерив и др.

Церкви проповеднических орденов и пр. — Орден нищенствующих братьев, основанный Франциском Ассизским в 1208 г., также придерживается сурового стиля. Церковь в Ассизи — однонефная, без боковых галерей. Орден братьев-проповедников, основанный несколькими годами позже Домиником, рассматривает церковь как помещение для проповеди. Чтобы избежать сложности сводчатой постройки с тремя нефами, требующей применения аркбутанов, они довольствуются планом с двумя нефами, завершающимися абсидой (рис. 287, Т).

Этот двойной корабль освещается непосредственно широкими окнами (якобинские монастыри в Тулузе и Ажане, древняя якобинская церковь в Париже и т. д.). План Т относится к Тулузе. Орден тамплиеров, основание которого связано с крестовыми походами, воспроизводит круглую форму мечети в Иерусалиме, на месте храма, где находился центр их ордена *. Этот круглый план воспроизведен в церкви командорства тамплиеров в Париже.

Примечание: Тамплиеры — монашески-рыцарский орден, основанный в XI в.; вел самостоятельную крупную политику, в том числе финансовую; строительство его носило преимущественно светский, крепостной характер. Орден уничтожен в борьбе с королевским и папским феодализмом в начале XIV в.

Как отличить романский стиль от готики?

Готический стиль тоже стиль Средневековья. Он сменил романский стиль в начале 13 века. Но его создание и внедрение происходили постепенно, ещё в 12 веке.

Поэтому многие сооружения содержат в себе проявления обоих стилей. Начало их строительства приходилось на эпоху романского стиля, а достраивались они уже под влиянием готики.

Основное отличие стилей — в их предназначении. В период романского стиля сооружения были невысокими и мощными, а основной их целью было служить как убежище и защищать от врага.

То были церкви-замки, внушительные неприступные соборы, неприметные базилики, которые сливались с пейзажем.

Но в период готики защита была уже не так важна. Поэтому расширялись окна, строились более высокие сооружения, применялись декоративные элементы.

Готика заимствовала у романского стиля крестовый свод на потолке.

Сводчатый потолок Святой капеллы (Сент-Шапель) в Париже. Большие витражные окна капеллы, которые разделены тонкими колоннами, указывают на готический стиль постройки.

Только раньше, чтобы потолок не обрушился, архитекторам приходилось делать очень толстые стены, которые смогли бы удержать на себе вес потолка. В период готики вес потолка переносится наружу. К сооружению пристраивается дополнительная конструкция, которая служила опорой.

Благодаря этому архитекторам удалось уменьшить толщину стен и увеличить двери и окна.

Основные отличия:

Романский стиль Готика
Основные сооружения: базилики, соборы, церкви, замки Помимо церквей и собор строятся дворцы, частные дома богатых людей
Достаточно низкие сооружения Высокие сооружения с остроконечными элементами
Толстые стены с узкими окнами и дверьми, чтобы было легче обороняться, а врагу — сложнее попасть внутрь Тонкие стены, большие ажурные окна, большие двери. Свет играл важную роль
Сводчатые потолки Сводчатые потолки с тонкими стенами
Полукруглые арки Стрельчатые арки
Почти полное отсутствие декора Каменная резьбы, ажурные окна. В период поздней готики строения делаются как можно более простыми, а вот декор, наоборот, усложняется
Идеология — религия Идеология — религия и мистика

Примеры готики в архитектуре

Солсберийский собор, Англия, построенный в готическом стиле.

Миланский собор в Италии. О готике говорят остроконечные шпили и ажурность деталей.

Брюссельская ратуша, Бельгия

Обратите внимание на декоративные элементы башни и ажурность окон.

Читайте про другие архитектурные стили: Барокко и Рококо.

Восприятие и влияние готики

Готика стала одним из источников вдохновения основоположников Возрождения в Италии — Брунеллески и Донателло. В Центральной Европе готические сооружения строились вплоть до XVII века, а затем готические архитектурные принципы вплелись в сложившийся здесь вариант архитектуры барокко.

Отношение ни к одному из художественных стилей прошлого не было так переменчиво, как к готике. Начиная с эпохи Ренессанса, готика воспринималась как символ всего тёмного и отсталого. Готическое искусство казалось искусственным, оторванным от природы. Так, Джорджо Вазари писал:

Но уже в XVII в., в противоположность суждению Мольера о готических соборах как «чудовищах», «следах невежественных лет», Винсен Саблон высказывает совершенно иную точку зрения в своей поэме о Шартрском соборе, воспев в ней творчество готических архитекторов.

Резкий перелом в отношении к готике произошёл в XVIII и особенно в XIX веках. Он был связан с борьбой классицистических и рационалистических теорий XVIII века с зарождавшимся романтизмом. В этот период в Европе усилился интерес к Средневековью и его художественной культуре. Готическая эстетика возникла в середине XVIII века в Англии как реакция на рационализм и эмпиризм века Просвещения (смотри статью Готическое направление в искусстве Нового времени). Готика воспринималась в ореоле романтической фантазии и таинственности. Произошло поэтическое и философское осмысление средневековой художественной культуры.

Какой он, готический храм?

Наверное, одна из главных особенностей готического храма не в его головокружительной высоте, не в застывших по его периметру фантастических изваяниях, не в сияющих будто бы неземных витражах и даже не во всем вместе. Думается, что главная его особенность состоит в том, что готический собор представляет собой результат работы всего средневекового общества.

Более того, собор как таковой не имеет авторства. Весь народ объединялся, чтобы возвести тот или иной храм. И за это время мастеровые сменяли друг друга десятками, а иногда и сотнями. Автором не был и, главное, не считал себя таковым ни главный строитель, ни скульпторы, ни витражисты. Ведь художники готической эпохи вовсю использовали книги образцов и сборники типичных произведений для любых видов искусства. Это считалось делом не только не зазорным, но и необходимым. Более того, некоторые мастера, к примеру те, кто придумывал план храма и делал чертежи, даже не могли в полной мере оценить успешность своего труда. Ведь постройку возводили веками и поколениями, и средневековые архитекторы просто не доживали до завершения ее строительства, да и собор на протяжении этого периода мог много раз перестраиваться.

Кёльнский собор (Германия)

В Северной Европе нет большей готической церкви, чем величественный собор Святых Петра и Марии в Германии. Первоначальный проект Герхарда фон Риле полностью воплощён строителями в течение 632 лет.

Получив мощи Трёх Волхвов ( у западных христиан), архиепископ Райнальд фон Дассель задумал строительство более достойного собора для такой значительной реликвии, чем старый романский. Историю реликвии читайте в статье 

В 1248 году началась грандиозная, даже по нашим временам, стройка. Она продолжалась с небольшими остановками до 1560 года. За основу был взят образ французского Амьенского собора.

Затем из-за финансовых и социальных проблем в обществе возведение собора «заморозили».  Армия французской революции в 1790 году вошла в Кёльн и отобрав у духовенства собор, устроила там конюшню. Прусский король Фридрих Вильгельм IV в 1842 году на волне патриотизма и возрождения интереса к готике, постановил завершить начатое дело.

Окончательный вид собор в Кёльне приобрел в 1880 году. Установленный колокол, отлитый  из захваченных французских пушек, своим звоном возвестил о наступлении новой истории города.

Площадь витражных окон составляет 10000 кв.м. Это в три раза больше, чем в Шартре. Снаружи украшенный изящными аркбутанами, пилястрами, галереями, сквозными решетками, пластичными скульптурами, он заставил плакать от восхищения Ф.М. Достоевского.

Завод «МЭЛЗ»

Завершим обзор на старейшем в России предприятии электроники, расположенном на Электрозаводской улице.

Строительство здания крупнейшего на тот момент завода акционерного товарищества «Проводник» началось в 1914 году. Архитектор Г. Евланов задумал возвести в промышленном московском квартале величественный готический замок с высокими шпилями и резными окнами-розетками.

В задумку архитектора вмешались события революции и Гражданской войны, и здание достроили только в 1927 году. От первоначального плана остались лишь угловой массивный фасад, напоминающий готические башни, и ворота в виде портала готического храма.

Вестминстерский дворец. Лондон Англия

Светские готические постройки отличаются таким же великолепием и изящными формами, как и культовые сооружения. Вестминстерский дворец, уютно расположившийся на берегу Темзы в самом сердце Лондона, стал настоящим символом Британской монархии.

Долгое время он служил резиденцией английских королей, а затем в его роскошные залы переехал Британский парламент, заседающий в нем и поныне.

После пожара 1834 года здание дворца было практически перестроено заново, и сегодня дворец является красивейшим сооружением Европы, который выстроен в неоготическом стиле, а башня Елизаветы, или Биг Бен, как ее чаще называют, самая известная готическая башня в мире.

Примеры

Литература

«Собор Парижской Богоматери» В. Гюго — вынесенный в заглавие храм именно готический и, естественно, существует в действительности. Первейший кодификатор образа.

Кино

«Ван Хельсинг» — в бонусной короткометражке протагонист дерётся с Мистером Хайдом именно в Нотр-Даме. А в самом фильме на готический собор похож замок Дракулы.

Телесериалы

«Игра Престолов» — септа Бейлора, главный храм Семи Королевств. Совмещает стиль средневековой европейской готики и византийской храмовой архитектуры. Ну, ещё ампир, в некотором роде. По иллюстрациям к книге уклон в сторону вертикально-узких готических форм куда сильнее.

Аниме и манга

Eureka Seven — Джой Дивижн, база Фонда Новак в Варшаве и личный Вевельсбург самого Дьюи, изрядно похож на готический монастырь.

Видеоигры

  • Alice: Madness Returns — Адский поезд по стилю явственно отсылает именно к предмету этой статьи.
  • Bloodborne — весь город, в котором происходят события, построен в готическом стиле с примесью лавкрафтианских мотивов.
  • Clive Barker’s Jericho — пастырь недобрый Сен-Клер со своими тамплиерами успел построить в Эль-Хали такой. Там и придётся его убивать.
  • Clive Barker’s Undying — на тормозах, храм в Монастыре прошлого не особенно грандиозный, всё-таки это довольно захолустная Ирландия. Но по эстетике — оно самое. Рулят тут проклятые монахи, но выглядит всё пока светленько (кроме того, что миссия происходит зимой и ночью).
  • Dark Souls I — собор в Анор Лондо является ярким примером сабжа. Музыка соответствует.
  • Diablo 2 — собственно, Собор в первом акте, в варианте «отжали у Светлых». Святилище Хаоса в Аду тоже напоминает готический собор.
  • Fallout — Собор в бывшем Лос-Анджелесе. Выполнен в стиле неоготики с мотивами ар-деко. Здесь живёт Повелитель, главный злодей игры и глава зловещего культа Детей Собора.
  • Heroes of Might and Magic I—II — в городе Рыцарей такой требуется построить, чтобы набирать в армию их юнитов последнего уровня — паладинов.
  • Heroes of Might and Magic V — в Ордене Порядка (местная итерация города Рыцарей) внезапно аверсия с наблюдаемым уклоном в романский стиль, зато в Некрополе (городе Некромантов) проклятый готический собор позволяет набирать в армию Умертвий — воинов шестого уровня. Да и сам Некрополь выглядит весьма в духе тропа, с ратушей в виде готической башни и замком со шпилями и горгульями.
  • Warcraft — храмы культа Света у людей напоминают именно готические соборы. Особенно примечательны Собор Штормграда и Алый Монастырь в WoW

    А вот храмы Warcraft II представляют собой забавную смесь собора с православной архитектурой (купола в виде «луковиц»).

    .

  • «Аллоды Онлайн» — Мёртвый город и готические кварталы старой Кании, которая была «рыцарской Европой».
  • «Мор (Утопия)» — Собор. Предельно мрачная, давящая своей тёмной красотой монументальная громада.

Настольные игры

  • Magic: the Gathering — чёрно-белый по масти Синдикат Орзов в Равнике обладает именно таким архитектурным стилем. Особенно колоритны магические крылья из витражных стёклышек.
  • Warhammer 40000

    Есть ещё особые религиозные миры (планеты), где среди таких соборов летают кибер-херувимы, дежурят с болтерами наперевес боевые монашки, а священники Экклезиархии служат не только в оных соборах, но и в планетарной администрации.

    — корабли-соборы Империума! Многокилометровые по габаритам махины, бороздящие галактику Вечной Войны во имя Божественного Императора.

Музыка

Powerwolf — клип к песне «We drink your blood» снят в таком храме. Присутствует образ и на обложках альбомов.

Здания и сооружения

Страницы в категории «Здания и сооружения» 

Башня мага, Белый заборчик, Великая стена, Вписка, Готический собор, Жуткий отель, Зловещий Луна-парк, Мегаструктуры, Подземная цивилизация, Разбойничья таверна, Таверна, Твердыня тьмы

Реймсский собор. Реймс. Франция

Notre-Dame de Reims был построен в течение ста лет, с 1211 по 1311 годы, и только западный фасад великолепного готического здания был построен немного позже.

Построенный на месте древней романской церкви, собор стал образцом французской готики, так называемого «ланцетовидного стиля». Его выделяют высокие, 80 метров каждая, башни, оригинальное убранство внешних фасадов, что делает его самым гармоничным среди подобных сооружений Средневековой Франции.

Знаменит тем, что по инициативе героини Франции Жанны д’Арк здесь короновался Карл VII, что стало переломным событием в войне с Англией, вошедшая в истории под наименованием «Столетняя война».

4

Фабрика Катыка

Отто фон Дессин в 1902 г. возвёл в Москве ещё одно неоготическое строение, в котором разместилась контора табачной фабрики «А. Катык и К°».

Архитектор использовал классические для неоготики башенки, а само здание было возведено из красного кирпича. Естественно, что современный облик немного отличается от первоначального, но здание сквозь время сохранило свою самобытность.

Братья Катыки были родом из Евпатории, и со временем стали шахтовладельцами и предпринимателями. Сейчас в старой заводской конторе на Воронцовской улице функционирует пивной ресторанчик, и современные вывески немного портят строгий неоготический стиль начала прошлого века.

11

Собор Святого Вита. Прага. Чехия

От чешских величественных и монументальных замков перейдем к пражскому собору в честь святого Вита, который возводили почти 7 столетий.

Первый камень в храм готической архитектуры заложили еще в 1344 году, а закончилось строительство только в 1929 году. К строительству приложили руку многие знаменитые европейские архитекторы, из-за чего собор имеет необычный красивый вид.

Основными его конструктивными особенностями являются чудные витражи, водостоки — колдовские горгульи. Самый красивый готический собор Чехии стал усыпальницей многих правителей Священной Римской империи.

7

Литература

На русском:

  • Готическое зодчество // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Всеобщая история искусств, Т.2, М., «Искусство», 1960
  • Дзуффи С. Большой атлас живописи. Изобразительное искусство 1000 лет. — М.: ОЛМА-Пресс, 2002, ISBN 5-224-03922-3
  • Каптерева Т. П., Искусство Испании, М., «Изобразительное искусство», 1989
  • Мерцалова М. Костюм разных времён и народов. Т.1 — М.: Академия моды, 1993, С. С. 179—222, ISBN 5-900136-02-7
  • Муратова К. М., Мастера французской готики 12-13 вв, М,.»Искусство», 1988

На немецком:

  • Suckale, R. / Weniger, M.: Malerei der Gotik. Taschens Epochen und Stile. Taschen, 1999.
  • Jantzen, H.: Die Gotik des Abendlandes. Idee und Wandel. DuMont, 1997.
  • Kurt Gerstenberg: Deutsche Sondergotik, Wissenschaftliche Buchgesellschaft, Darmstadt, 1969
  • Dieter Kimpel, Robert Suckale: Die gotische Architektur in Frankreich : 1130 − 1270, München 1985.
  • Werner Müller: Grundlagen gotischer Bautechnik, München 1990.
  • Jantzen, H.: Kunst der Gotik. Klassische Kathedralen Frankreichs — Chartres, Reims, Amiens. Reimer, 1987.
  • Erlande-Brandenburg, A.: Triumph der Gotik: 1260—1380. (Universum der Kunst, Bd. 34). Beck, 1988.
  • Duby, G.: Die Zeit der Kathedralen. Kunst und Gesellschaft 980—1420. Suhrkamp, 1992.
  • Uwe A. Oster: Die großen Kathedralen. Gotische Baukunst in Europa, Darmstadt 2003.

На английском:

Ulrike Laule, Architecture of the Middle Ages. 2004. Feierabend, ISBN 3-89985-053-X

  • Gothic Churches of Lviv. Abstract of MA Thesis // Annual of Medieval Studies at Central European University 1996-97 / ed. M. Sebok. — Budapest, 1998. — Vol. 4. — S. 97-98.

Русская готика

В некоторых искусствоведческих энциклопедиях к готическому стилю относят средневековые церковные и светские постройки, действительно, они имеют отдельные признаки стиля, но такой взгляд не является традиционным, всё-таки византийская архитектура далека от классической французской. Если присмотреться к деталям фасада Спасской башни Московского Кремля, то также можно найти явные готические элементы, здесь очевидно влияние западной Европы. Для строительства Кремля приглашались мастера из Италии. Но, опять же, всё это только отдельные элементы, нельзя сказать, что в России имело место какое-то бурное развитие стиля в средневековый период.

Полноценное развитие стиля началось в XVIII-XIX веках с наступлением эпохи неоготики.

1. Православные церкви в готическом стиле. Изначально готический стиль был стилем католических соборов, поэтому в православных храмах он не использовался принципиально. Однако в конце XVIII века архитекторы начали предпринимать попытки адаптировать западную архитектуру к православной традиции. Широкого распространения данное архитектурное течение не получило, тем не менее было возведено несколько построек.

Чесменская церковь, русская готика

Крупнейшие церковные постройки:

  1. Чесменская церковь, 1777-1780, Санкт-Петербург, стилизации под готику в екатерининскую эпоху;
  2. Часовня святого Александра Невского, 1831-1833 гг., Петергоф, автор проекта немецкий архитектор К.Ф.Шинкель;

Библиотека Николая II в Зимнем дворце, русская готика

2. Светские здания и частные интерьеры. В русской готике периода историзма было много эклектичного (смешения стилей), как и в других странах Европы. Нельзя сказать, что сформировались какие-то уникальные национальные особенности, большинство проектов были авторскими, архитекторы, зачастую, импровизировали с интерьерными элементами, а не следовали каким-то однообразным правилам.

Воронцовский дворец в Крыму, парадная столовая, проект английского архитектора Блера

Великобритания XIX века считалась центром новой готической культуры, поэтому во многих русских интерьерах можно увидеть подражание (английскому). Очень часто в готическом стиле выполнялся интерьер только одного или нескольких помещений в здании.

Крупные постройки и отдельные интерьеры:

  1. Александровский зал Зимнего дворца, Санкт-Петербург, 1837 г., автор проекта А.П. Брюллов, в интерьере смешаны элементы готики, ампира и русские национальные орнаменты;
  2. Воронцовский дворец в Крыму, 1828-1848 гг., автор проекта – английский архитектор Эдвард Блэр, проект здания выполнен в стиле историзм и имеет черты различных стилей, но с ярко выраженными английскими чертами в интерьерах.
  3. Особняк Зинаиды Морозовой в Москве, 1893-1898 гг., архитектор ;
  4. Интерьер столовой в Особняке Кёльха, Санкт-Петербург, 1896-1903 гг., столовая имеет роскошное оформление элементами с деревянной резьбой.
  5. , Санкт-Петербург, 1894-1895 гг., архитектор – А.Ф. Красовский.

Церковь Сен-Дени, первая готическая постройка

Несмотря на то, что церковь нельзя назвать грандиозным монументальным сооружением, она имеет огромное историческое значение, потому, что это первая готическая постройка, которая положила начало целой архитектурной эпохе Европы. 

Место расположения: территория аббатства Сен-Дени, северный пригород Парижа, Франция.

Дата постройки: само аббатство (монастырь) было основано в VII веке и изначально была построена церковь в романском стиле, но в XII в. её полностью перестроили, официально была освящена в 1281 г.

Кто построил? Аббат Сугерий (он же Сужер).

После окончания строительства аббат Сугерий написал трактат «Об освящении церкви Сен-Дени», в котором дал определения основных элементов собора и раскрыл их символичность. Мы приводим здесь основные понятия, которые просто необходимы для понимания божественной готической философии.

  • Храм – корабль, символизирующий вселенную, неф храма – это его вытянутый интерьер (nef, от фр. navis – корабль)
  • Витражи проходят по периметру и делят храм по вертикали на две части. Верхняя часть – небесный мир, нижняя – земной. Созерцая витражи, человек отстраняется от телесного, человеческого мира и «попадает» в духовный, Божественный мир
  • Арка символизирует разрыв круговорота времени, напоминает о быстротечности времени и грядущем судном дне.
  • Готическая роза (круглое окно с витражом) символизирует колесо фортуны и выражает цикличность времени.
  • Свет, проникающий через цветные витражные стёкла – Божественный свет, который символизирует божественное проведение.

Главный фасад церкви Сен-Дени, одна из главных башен разрушилась в 19 в.

Северная башня, обрушилась в 1837 году при неудачной попытке провести реконструкцию. В настоящее время во Франции, после долгих дебатов, принято решение о восстановлении.

Крупный план интерьера церкви Сен-Дени

Планировка церкви Сен-Дени, структура здания и базовые элементы интерьера стали эталоном для большинства будущих готических соборов Европы.

Основные черты готики в архитектуре

Средневековый собор был центром городской жизни, и строился с расчетом на то, чтобы вместить все городское население. На площади перед собором выступали проповедники, устраивали представления бродячие артисты, вели дискуссии профессора и студенты. Своим внешним очарованием и эксплуатационными качествами готическая архитектура обязана следующим характерным признакам:

  • Готический стиль — это характерный, устремленный ввысь облик всех частей сооружения, включая шпили, удлиненные витражные окна, узкие башенки.
  • Каркасная система строительства. Благодаря ее появлению здания стали расти ввысь, а толщина несущих стен становилась меньше.

Конрфорсы и аркбутаныИсточник i.pinimg.com

  • Стрельчатые арки. Они прекрасно справлялись с нагрузкой верхнего свода, перераспределяя ее на нижние конструкции. Благодаря аркам в форме стрел появилась возможность обходиться без множества внутренних стен, что было невозможно в романском стиле.
  • Дополнительные конструкции. Арки в форме дуг и крестов, а также висячие наружные полуарки, способные передать нагрузку за пределы строения.
  • Разнообразный декор готического фасада: архивольт (обрамления арочных пролетов), вимперг (остроконечный щипец над оконным проемом или порталом), «большая роза» (центральное окно собора), фасад, украшенные резьбой.

Витраж в современном интерьереИсточник lunev-design.ru

Каркасная система в готической архитектуре

Появился данный стиль на базе романских построек с характерными толстыми стенами, небольшими окнами, полукруглыми тяжёлыми дверями, массивными столбами или колоннами и бочкообразными сводами.

Готическая архитектура появилась благодаря открытию архитекторами принципиально нового метода распределения нагрузки на здание. Когда установили, что масса и нажим каменной кладки вполне могут быть сосредоточены в нескольких высчитанных точках, то другие составляющие строения не обязательно должны быть опорными.

Новый подход в строительстве состоял в том, что цилиндрический свод заменился веерным посредством специальных конструкций: нервюр — выступающих рёбер каркасного свода. Его назвали нервюрным.

На основе каркасной системы готической архитектуры появилась возможность строительства высочайших зданий с огромным пространством, множеством света, высокими колоннами и башнями, продолговатыми арками и украшенными резьбой фасадами. Стали строить готические храмы, превышающие высоту Хеопской пирамиды, которая в Европе в те времена считалась самым высоким сооружением на земле.

Франкфуртский собор

Еще одно название собора – Императорский собор святого Варфоломея. Он расположен во Франкфурте-на-Майне и является наиболее крупным в этой области духовным памятником. Здание выстроено из красного кирпича.

Раньше в этом соборе проводились церемонии коронации императоров Священной Римской Империи. На протяжении всей истории это здание было кайзерским, а не кафедральным собором. В 19 веке Франкфуртский собор стал символом единения германской нации.

Шпиль собора имеет высоту 95 м. Общая длина здания – 64 м, высота купола – 23 м.

Интересные факты:

  • Известно, что ранее участок, на котором теперь стоит Франкфуртский собор, был островом. Результаты раскопок показали, что на этой территории люди жили еще со времен неолита.
  • Собор обрел черты, присущие готическому стилю, в 13 веке. Свой сегодняшний вид он обрел только в 15 веке.
  • В марте 1944 года в ходе авианалета собор святого Варфоломея получил сильные внешние повреждения, а интерьер был уничтожен практически полностью. К счастью, все произведения искусства и прочие ценности, которые хранились в нем, были заранее вывезены в безопасные места, а после того как ситуация стабилизировалась, возвращены обратно.

В Германии есть большое количество соборов, выполненных в готическом стиле. Большинство из них были построены в 10-13 веках и претерпели некоторые изменения, поскольку пережили различные катастрофы и войны. Вместе с тем эти здания сохранили характерные черты стиля до сегодняшнего дня. Некоторые из них входят в список Всемирного культурного наследия человечества.

Миланский собор. Милан. Италия

Всемирно известная готическая церковь уже долгое время выступает визитной карточкой итальянского города. Заложили ее в 1386 году, а автором проекта выступил известнейший итальянский архитектор Симоне де Орсениго.

На протяжении всего строительства, а продолжалось оно до 1880 года, на посту главных архитекторов собора французские зодчие сменялись немецкими, а потом на их место приходили итальянцы. Знаменит собор в Милане своими уникальными витражами, через которые внутрь поступает свет.

Уважение вызывают скульптуры и статуи, которые украшают фасад церкви. А вот самой знаменитой святыней является гвоздь с креста Иисуса, который находится под сверкающим золотом алтарем.

12

Доходный дом в Селиверстовом переулке

Роскошный дом был построен по проекту архитектора И. Михайловского, который украсил фасад изящными элементами.

Дореволюционная Москва, благодаря фантазии архитектора, обзавелась ещё одним зданием в неоготическом стиле. Зодчий применил модные для того периода методы строительства и элементы украшения фасада.

Над главным входом расположено ажурное окно, а другие окна фасада имеют стрельчатую форму. Украшением дома стали и вычурные пилястры. В 2000-х годах провели реконструкцию, сохранив в неизменном виде фасад здания, а вот дворовая часть дома утратила свою самобытность.

9

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector