Практично и красиво: заливаем садовую бетонную дорожку своими руками

№1. Натуральный камень

Природный камень можно назвать наиболее универсальным материалом. Он гармонично вписывается в любой садовый участок и сможет долгие годы служить его украшением.

Главные преимущества:

  • внешний вид. Разные породы натурального камня отличаются по цвету, размеру, форме и текстуре, поэтому можно подобрать подходящий вариант для обустройства территории в любом стиле;
  • долговечность. Камень сможет прослужить десятки лет, ведь это прочный натуральный материал, он не гниет, не боится влаги и солнечных лучей, не выцветает;
  • экологичность.

Недостатки:

  • тяжелый вес, что усложняет транспортировку и монтаж;
  • высокая цена.

Кроме того, на некоторых породах камня (гранит, мрамор) в холодное время образуется ледяная корка, затрудняющая передвижение по садовой дорожке. Единственный выход из такой ситуации – обустройство системы обогрева прямо под дорожкой, но на это решится далеко не каждый дачник.

Тип поверхности и цвет камня зависят от породы. Материал может быть шероховатым или гладким до блеска. Цветовая гамма широкая: от светлых пород до темно-красных и практически черных. Любой природный камень – дорогостоящий материал, но стоимость разных пород сильно отличается. К наиболее дешевым материалам относится песчаник  и известняк. Мрамор, гранит, базальт, порфир – это уже более дорогие материалы.

Для обустройства садовых дорожек камень может использоваться в природном необработанном виде (кварцит, сланец, песчаник, гранит, гнейс) или же поддаваться дополнительной обработке для достижения лучших эксплуатационных и декоративных качеств (базальт, габбро, диабаз). В необработанном виде также часто используется речная и морская галька.

Красивый природный рельеф и шероховатость поверхности камня будут украшать участок, но важно помнить о том, что по дорожке должно быть удобно передвигаться, поэтому лучше выбирать камень, у которого хотя бы одна из сторон более-менее ровная. Пористые породы, к которым относятся туф и известняк, могут накапливать влагу, поэтому раз в 2-3 года их поверхность лучше обрабатывать водоотталкивающими растворами

Установка опалубки

Опалубка является довольно важным этапом строительства, она представляет собой основу для дорожки. От того, насколько качественно вы выставите доски, будет зависеть внешний вид дорожки. Для этого необходимо взять 15-мм фанеру или доски, их высота должна быть равна высоте желаемого покрытия.

Подготовленный материал крепится, а лучше — прибивается колышками, которые использовались для разметки. С промежутком в 150 см необходимо расположить поперечные крепления, в качестве них будут выступать металлические листы, разделяющие покрытие на части. С увеличением количества секций конструкция получается более крепкой. Если разделители вы не планируете оставлять внутри, то перед укладкой их смазывают любым подходящим веществом, впоследствии это позволит снизить трудоемкость работы.

Расчет веса строительных материалов

В зависимости от того, какая почва на участке, производится расчет веса песка и цемента. На тяжёлую, глинистую почву нужен слой бетона толщиной 50-70 мм. На песчаную землю или суглинок, а также там, где планируется нагрузка, делают около 100 мм. На болотистую почву перед заливкой насыпается дренаж из гравия, толщиной 50 мм. Подушка из песка необходима в любом случае. Её толщина 10-15 см.

Расчёт веса нужных материалов не является чем-то очень сложным. Предположим, нам нужна дорожка метр шириной, 10 метров длиной, с подстилкой 10 см. Рассчитываем вес песка для подушки по формуле ШхДхТ. Кубометр, как следует из справочной информации, имеет вес 2400 кг, значит, столько и понадобится для слоя подстилки. Вес куба бетона, по той же информации составляет 2800 кг. Эту цифру делим на 5 составляющих раствора без учета воды, и получается 560 кг. Это вес цемента, необходимого для заливки дорожки таких размеров.

Приготовление раствора

Если вы решили выполнить садовую дорожку из бетона своими руками, то для начала необходимо приготовить раствор. Состав будет всегда одинаковым — это цемент, песок и гравий, а вот пропорции могут меняться в зависимости от назначения покрытия. Если же необходимо залить пешеходную дорожку, то на четыре части гравия необходимо взять часть цемента и 2,5 части песка. А вот если вы будете мостить автомобильный въезд, то на 1,5 части песка понадобится часть цемента и 2,5 части гравия. Это позволит получить более плотную смесь, чем для обыкновенной дорожки, поэтому он способен выдержать автомобиль.

Технология изготовления дорожек из бетона

Подготовка основания — первый этап в обустройстве бетонных дорожек связан с подготовкой основания. Для этих целей сначала производится разметка дорожек, после чего следует снятие дёрна и выравнивание основания. При этом учитывают будущий уклон дорожек, если он необходим.

Подушка из песка — чтобы дорожки из бетона не просели, необходимо предусмотреть песчаную подушку под них, с тщательной утрамбовкой. Однако ещё перед этим, рекомендуется постелить на землю в месте укладки дорожек, геотекстиль или рубероид. Далее нужно засыпать песчаную подушку и тщательно её утрамбовать.

Армирование — в ряде случаев отказываться от армирования бетонных дорожек не стоит. Армирование осуществляется металлической сеткой или тонкими арматурными прутьями.

Заливка дорожек — на заключительном этапе осуществляется заливка дорожек раствором. Рекомендуется использовать цемент не ниже 500 марки, который смешивается с песком (1 к 3). При этом толщина дорожек из бетона не должна быть менее 5 см, а если дорожки будут подвергаться серьёзным нагрузкам, то лучше всего предусмотреть их толщину в 7,5-10 см.

Общие положения

Почему именно бетонирование? Давайте рассмотрим, в чем преимущества сего решения.

Достоинства

Очень высокая стойкость к механическим воздействиям и износу. Одно из важнейших качеств уличного покрытия. В данном случае стоит помнить, что обработать бетонную поверхность можно только инструментом с алмазным напылением.

Алмазное бурение отверстий в бетоне – единственный способ пробить столь прочное покрытие

Водостойкость. Не впитывает влагу, не страдает от процессов гниения и коррозии, спокойно переносит выпадение любого количества атмосферных осадков. Допускается мытьё напором воды.

Цементное покрытие под дождём

Простая инструкция проведения монтажных работ. Вы вполне сможете справиться самостоятельно без привлечения к этой задачи высокооплачиваемых специалистов.

Оригинальная садовая дорожка из бетона своими руками

  • Приемлемая цена реализации. Бетонирование выйдет намного дешевле, чем укладка натурального камня или тротуарной плитки.
  • Привлекательный внешний вид. С первого взгляда может показаться, что бетон не сможет вас ничем удивить, кроме унылой серой глади, но использование некоторых приёмов позволит добиться невероятной эстетичности и разнообразия.

Фото привлекательного покрытия из бетона и травы

Долговечность. Дорожки из железобетона прослужат вам не один десяток лет.

Подготовка основания

При обустройстве садовых дорожек из бетона своими руками важно правильно выполнить разметку, имея в виду способ бетонирования. Для заливки в опалубку лучше выбирать прямолинейные, с угловыми поворотами контуры: так удобнее установить ограждающие элементы, нет необходимости формировать криволинейную опалубку

То же самое касается заливки в подготовленные формы: чаще всего готовые изделия имеют сложную геометрию, но стыковать их можно только одним способом – для образования прямой дорожки или прямоугольной в плане площадки.

Использование самодельных форм дает больше возможностей для создания криволинейных траекторий. При использовании самодельной тротуарной плитки серьезных ограничений по геометрии дорожек нет.

После разметки, которая выполняется с помощью колышков и натянутого шнура, подготавливают ложе дорожки: вынимают грунт на глубину 15…30 см (для ответственных площадок можно увеличить глубину котлована до 50 см и более).

Чтобы избежать расползания насыпи и прорастания корней растений через нее, можно настелить на дно котлована геотекстиль. Для настила используют два метода:

  • с нахлестом на края, после устройства насыпи и бетонирования концы полотнища маскируются ограждением или декоративным оформлением дорожки. Интересно, что на плотных, не «плывущих» грунтах при использовании геотекстиля можно обойтись без песчано-гравийной подушки;

  • между уже установленных бордюрных камней/ограждений.

После подготовки котлована выполняется засыпка и трамбовка подушки. Для самодельной тротуарной плитки она может быть чисто песчаной, для сплошной заливки обязательно использование песчаного и гравийного (щебневого) слоев хотя бы по 5 см толщиной. При заливке в форме лучше использовать либо чередование слоев песка и щебня, либо смесь материалов с фракциями 2…10 мм.

Песок легко уплотнить, «пролив» его водой, то есть обильно увлажнив и дав высохнуть.

Гравий или щебень лучше утрамбовать. Метод трамбовки щебенки вручную в траншее показан в видео.

Подготовительные этапы

Для успешного строительства нужно заранее выбрать место для тропинки, составить проект, выполнить расчеты, запастись материалом и инструментом. Нужно продумать расположение конструкции. На основании этого просчитывается ширина и форма конструкции. Понадобится обычный лист бумаги, где мы сделаем самодельный план. Указываем расположение построек, важных зон. Соединяем их линиями, которые будут осями для дорожек. Желательно делать тропинки слегка изогнутыми – так вид территории будет смотреться интереснее.

Из инструментов будем использовать молоток, бетономешалку или другую емкость для раствора, лопаты, шпатели и т. п. Потребуется еще цемент, песок, щебень, смесь для гидроизоляции, компоненты для опалубки.

Проектирование

Составление плана работ – важный пошаговый процесс любого строительства. Это поможет не только визуально представить результат, но и убережет от покупки лишних ресурсов.

Прежде чем монтировать бетонную дорожку, необходимо составить план и подсчитать количество материалов

Слой раствора выбирается в зависимости от почвы:

  • для глинистой – 4–6 см;
  • для песчаной, легкосуглинистой – 8–10 см;
  • для болотистой понадобится слой гравия толщиной 5 см.

Не обойтись без устройства «подушки» из песка. Ее толщина составляет 12–15 см.

Что касается расчета пропорций, то здесь ничего сложного нет. К примеру, строим дорожку шириной (Ш) 1 м, длиной (Д) 10 м, толщиной (Т) 10 см, нижний слой песка (П) – 10 см. Чтобы правильно изготовить песчаную подушку, нужно вычислить количество песка. Прибегнем к формуле ШxДxП – получается 1 м. Итого понадобится 2200–2400 кг песка для подстилающей заливки.

Бетон можно приготовить из расчета 3 части песка плюс 1 часть щебня, цемента, воды. Состав может быть разный. Рассчитываем, сколько нужно бетона: ШxДxТ. Получается 1 м. Так как примерно вес кубометра бетона составляет 2800 кг, делим данную цифру на 5 частей. Получается 560 кг.

Идеально точные данные такие расчеты не дадут, но вы сможете примерно знать, сколько материала понадобится.

Разметка и подготовка грунта

Когда подготовительный этап закончен, можно выделить территорию для дорожки. Держите в голове форму тропинки. Точки пометить удобнее всего деревянными колышками. Их вколачивают на идентичном расстоянии, между ними натягивают веревку. Чем больше изгибов на дорожке, тем больше колышков.

Для начала необходимо нанести разметку будущей дорожки, затем подготовить грунт

Можно приступать к удалению верхнего слоя грунта. Убираем все, вплоть до корней, так как они могут перегнивать, скапливать воду, а это негативно скажется на конструкции зимой. Предположим, что слой «подушки» 10 см, цемента тоже 10 см, желательно, чтобы тропинка чуть-чуть возвышалась. От 20 см отнимаем 3 см. Получается, что нужно расчистить грунт на 17 см.

Укладка дорожки бетонными плитами

Технология укладки плиток из бетона зависит от грунта, который расположен на загородном участке.

  1. Если грунт песчаный, то плитки укладывают прямо на песок.

  2. Если глинистый, то проводят подготовку основания.

Подготовительные работы

На этом этапе размечают саму садовую дорожку – ее конфигурацию и ширину. Затем снимают верхний плодородный слой почвы, удаляют корни растений и саму растительность.

Подготовка основания будущей дорожкиИсточник pinterest.ru

На глинистом грунте проводят засыпку: сначала щебень толщиною слоя в пределах 10 см, затем песка толщиною 5-8 см. Оба слоя хорошо утрамбовывают.

Монтаж бетонной плитки

Укладку плит производят от одной стороны разметки по ширине к другой. Конфигурация кладки может быть разной: в разбежку в пол плиты, порядно. Если плитки прямоугольной формы, то перпендикулярно друг другу. Здесь нет ограничений. Укладывают бетонные плитки для дорожек на даче с усилием (давлением). То есть кладут плиту, давят руками и пристукивают киянкой сверху.

Основная задача производителя работ – выложить элементы в одной горизонтальной плоскости, оставляя между ними зазор в пределах 1-2 см.

Поэтому очень важно в процессе укладки чтобы мастер не выпускал из рук уровень

  1. Проверяется на горизонтальность первая уложенная плитка. Если какой-то край выпирает, то его постукиваю киянкой, утапливая. Если необходимо приподнять край, то под него подсыпают немного песка.

  2. Затем рядом укладывают второй элемент дорожки, который выставляют по горизонтали не только как отдельное изделие, но и в совокупности с уже уложенной плитой.

  3. Как будет выложен один поперечный ряд, его проверяют длинным правилом на предмет горизонтальности.

Укладка бетонной плитки, формирование дорожкиИсточник derevyannyy.com

Собранная таким образом дорожка из бетона засыпается песком, который веником распределяют по всей поверхности, чтобы сыпучий материал заполнил собой зазоры между плитками. В идеале надо готовую дорожку хорошо полить водой, чтобы песок в зазорах уплотнился и просел. После чего еще раз проводят дополнительную засыпку и еще раз поливают водой.

Существует технология, в которой монтаж бетонных плиток для дорожек укладывают на цементно-песчаный раствор. Его рецептура: на один объем цемента четыре объема песка. Сегодня в магазинах можно купить готовую сухую смесь, в которой строго выдержаны пропорции компонентов. Ее просто разводят водой в соотношении, указанной на упаковке (бумажном мешке).

Применение данной технологии – это несколько требований:

  1. Дорожку из бетонных плит собирают с небольшим уклоном в одну из сторон. Все дело в том, что цементно-песчаный раствор создаст под плитками водонепроницаемый слой. А значит, на дорожке будет собираться вода. Чтобы этого не происходило, и нужен небольшой уклон плоскости.

  2. Зазоры между плитами засыпают или сухой цементно-песчаной смесью с последующим поливом водой, или готовым раствором, заполняя зазоры с помощью мастерка. Второй вариант требует аккуратности, чтобы раствор не запачкал поверхность дорожки.

Засыпка зазоров между плитками пескомИсточник stroysam-karpinsk.ru

И еще один момент. Сама дорожка формируется не только бетонными плитками. Чтобы обозначить ее границы используют бетонные или каменные бордюры. В первую очередь устанавливают их на цементный раствор, а затем проводят укладку плиток. Но если поверхность дорожки не будет выступать за пределы грунта, то бордюры не устанавливают. Сам грунт будет удерживать укладываемые изделия от их расползания в стороны.

Бетон: приготовление «вкусной начинки»

Чтобы конструкция была прочной, бетон рекомендуется использовать такой же, что идет на сооружение полноценного фундамента. Это марка М500. Для его изготовления нужно взять 3 части песка и одну — цемента. При добавлении воды необходимо следить за консистенцией раствора — она должна быть густой, но пластичной. Чрезмерная густота раствора создаст трудности при его равномерном распределении, жидкая же масса грозит растрескиванием при высыхании. Если говорить о массе и объеме, то на 1 кило цемента уходит 2 или 2,5 л воды.

В идеале было бы лучше воспользоваться бытовой бетономешалкой. Когда такой возможности нет, остается доверить работу мощному перфоратору, который умеет работать на низких оборотах. Для смешивания ингредиентов используется насадка «миксер». Можно попробовать обойтись и подборочной лопатой:

  1. Сначала все сыпучие составляющие тщательно ей перемешиваем.
  2. Когда видно, что смесь получается однородной, выливаем воду, а смесь поддеваем со дна и переворачиваем, не забывая про эти действия и в углах емкости, если они есть.
  3. Когда консистенция получилась однородной и идеальной, с лопаты она будет сползать неохотно, но признаков расслоения мы не увидим.

Готовность бетона можно проверить шпателем: если провести им по поверхности раствора, она обязана быстро разгладиться. Ткнув в нее острие лопаты, вы должны увидеть бороздки: если они появились, то нужно не мешкать, а приступать к следующему этапу.

№10. Подготовка бетона и замешивание

Единственно правильных пропорций в соотношении песка, цемента, гравия, воды и прочих составляющих бетона нет. Что касается количества воды, то лучшим будет вариант 1 части воды на 4 части цемента, но по мере приготовления состава, воду можно подливать для улучшения пластичности.

Для дорожек с небольшими нагрузками можно выбрать такое соотношение цемента, песка и гравия, как 0,5:5:4. Для автомобильных дорожек подойдет пропорция 1:1,5:2,5. Многие специалисты использую универсальный состав прочного бетона, где цемент, песок и щебень соотносятся в пропорции 1:3:1. Используются также добавки, которые придают бетону необходимых качеств.

Лучше выбрать цемент не ниже М300, песок можно взять речной, щебенку размером 10-20 мм. Оптимально подходит гранитная. Если нагрузка на тропки большая, то можно взять более крупную фракцию щебени в 40 мм. Смешивать все ингредиенты удобно в бетономешалке, но при ее отсутствии подойдет любая емкость типа корыта или же просто большой стальной лист. Сначала смешивают песок и щебень, потом добавляют цемент, получается серая масса. После этого добавляют половину из необходимого количества воды, перемешивают, а потом понемногу доливают остальную воду, чтобы состав стал нужной консистенции.

По идее, чем гуще бетон, тем он прочнее, но с более жидким проще работать и равномерно его распределять. Чтобы упростить себе задачу, можно в состав добавить немного пластификатора, который делает бетон более пластичным и текучим без лишнего количества воды.

Инструкции по созданию поэтапно

В ходе монтажа дорожки на садовой территории следует придерживаться пошаговой инструкции

Каждый этап работы имеет свои нюансы, поэтому важно не отклоняться от инструкции, чтобы не допустить серьезных ошибок

Проектирование

При создании проекта дорожек учитывать не только стилистику покрытия, но и рельеф местности. На ровном участке устройство тропинки выполняют в любом формате. Если участок расположен на склоне, потребуется прибегнуть к зигзагообразной укладке и предусмотреть ступеньки.

Подготовка грунта

Подготовив проект и разметив территорию, с местности снимают плодородный слой почвы толщиной 15-20 см. Под небольшим уклоном формируют траншею и со стороны большего наклона обустраивают дренаж для отвода осадков.

Монтаж опалубки

Отобранные для опалубки доски фиксируют на краях траншеи. Снизу доски крепят колышками, а сверху поперечными перемычками. Такая конструкция предотвращает распирание опалубки при внешнем воздействии. На дне опалубки размещают гидроизоляционную полиэтиленовую пленку, чтобы избежать поглощения воды бетонным раствором. Наличие изоляционного материала также улучшает морозоустойчивость бетона и продлевает эксплуатационный период.

Формирование подушки

Для формирования подушки поочередно засыпают слои песка и щебня, утрамбовывая их с помощью лопаты. У каждого слоя подушки свое предназначение, поэтому не стоит пренебрегать использованием материалов.

Установка армирующих элементов

С целью компенсации нагрузки на бетонное основание устанавливают армирующие элементы. При использовании арматуры толщину бетонного слоя делают меньше 15 см. Если забетонировать основание с армированием в один слой, не будет полной гарантии от возникновения дефектов. Поскольку период эксплуатации бетонных садовых дорожек рассчитан на несколько лет, не стоит экономить на укреплении конструкции.

Заливка бетона

После подготовки раствора нужно залить бетон в опалубку. Раствор равномерно укладывают в траншее, используя шпатель. Для лучшего уплотнения постукивают молотком по краям опалубки либо по арматуре. После укладки раствора его выравнивают и прикрывают полиэтиленовой пленкой, чтобы защитить от намокания и пересушивания.

№4. Как спроектировать дорожку?

Первым делом нужно продумать, где будут располагаться дорожки, кто и когда по ним будет перемещаться, отчего зависит их ширина и форма. На бумаге можно начертить план участка, указать на нем расположение всех построек и важных зон, соединить их прямыми линиями, которые будут осями для будущих дорожек. Тропки могут оставаться ровными и прямыми только между огромных грядок, в остальных случаях их лучше сделать чуть изогнутыми, чтобы придать территории интересный вид и сделать перемещение более комфортным и удобным.

Ширина дорожки, которая ведет от ворот к центральному входу дома, должна быть около 2 м, для вспомогательных тропок хватит ширины 0,8-1 м, между грядками можно обустроить дорожки шириной около 0,5 м. Те дорожки, по которым будет перемещаться авто, должны быть по ширине никак не уже самой машины.

Почему именно бетон?

Стойкость к жаре и морозу, влаге и химическим повреждениям – основные достоинства бетона. Однако у этого материала есть еще один важный плюс: он стоит недорого и при этом очень долговечен (при условии соблюдения технологии). Кроме того, достаточно часто при строительных или ремонтных работах у владельцев частного дома или дачи остаются невостребованные мешки с цементом, ведь этот материал обычно покупается с запасом.

Для разных марок и технологий изготовления эксплуатационные характеристики различаются, однако в любом случае они существенно превосходят близкие по стоимости материалы, что хорошо заметно при сравнении двух таблиц ниже.

Одна из базовых характеристик – истираемость – для бетона сравнима со средне-твердыми породами природного камня и клинкерного кирпича, что очень важно именно для поверхности, по которой много и активно ходят/ездят. Следует понимать: если для пешеходных дорожек может оказаться достаточной отсыпка из гравия, настил из досок или поперечных спилов, трамбовка вторичным щебнем, то для игровых площадок, парковки для автомобиля, подъездных путей лучше сразу ориентироваться на бетон.

Следует понимать: если для пешеходных дорожек может оказаться достаточной отсыпка из гравия, настил из досок или поперечных спилов, трамбовка вторичным щебнем, то для игровых площадок, парковки для автомобиля, подъездных путей лучше сразу ориентироваться на бетон.

Еще одним аргументом в пользу бетонирования садовых дорожек будет относительно небольшая трудоемкость работ.

Штамповка

Штампы позволяют придать бетону вид камней, брусчатки, кирпича и прочих стройматериалов. В продаже встречаются всевозможные фигурные штампы. Инструмент можно произвести и своими руками.

Процедура проста – дорожку нужно залить традиционным способом, а после начала высыхания раствора (консистенция становится глинисто вязкой) его можно штамповать. Сначала наносят отвердитель двумя слоями с интервалом в 10 минут. Выбирайте средство любой расцветки.

Отвердитель не только ускоряет высыхание раствора, но и окрашивает его. После отвердителя наносятся разделительные элементы, предотвращающие прилипание раствора к штампам. Далее непосредственно выполняется штамповка.

Замешивание массы для заливки

Отсутствуют строгие пропорции сыпучих материалов (гравия, цемента, песка) и воды для создания правильного раствора. Жидкая основа обычно берется из расчета 1 часть на 4 части цемента. Но она может добавляться для получения пластичной и равномерной массы. Универсальным считается состав цемента, песка и щебенка в соотношении 1:3:1.

Предлагаем ознакомиться Георгины без клубней

Для заливки тропинок часто используют марку бетона М300, щебень с фракциями до 20 мм и речной песок. Процесс замеса лучше всего проводить в бетономешалке либо глубоком корыте. Первым делом тщательно смешивается щебень с песком, затем в состав постепенно вводится цемент. В серую массу небольшими порциями добавляется вода до достижения желаемой консистенции.

Практика показывает, что густой бетон проявляет более высокие прочностные показатели. Но с жидким раствором легче работать, распределяя его в подготовленную конструкцию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector