Дорожный камень

Технология установки бордюров

На самом деле в установке бордюрных камней нет ничего хитрого. Основная тяжесть работы с бордюрами связана с их габаритами и массой. И, конечно, нужно помнить, что установка бордюров производится до того, как устраивается финишное покрытие из асфальтобетона или тротуарной плитки.

Итак, приступим. Первым делом роют траншею, ширина и глубина которой зависят от размеров бордюрного камня. По бокам и снизу необходимо оставлять зазор порядка 20 см (т.е., если ширина бордюра составляет 15 см, то, соответственно, траншея должна иметь ширину 50-60 см). Если условия местности позволяют, лучше всего для рытья использовать экскаватор с узким ковшом. Если нет — придётся копать вручную. Дно траншеи непременно нужно уплотнить с помощью вибротрамбовки или виброплиты.

Далее следует устройство щебеночного основания на дне траншеи. Для этих целей годится щебень средних размеров – фракции 20-40 мм. Толщина слоя должна составлять 10-15 см. Само собой, щебень тоже нужно уплотнить.

Для того, чтобы установить бордюры ровно, используют направляющую нить. Ее натягивают по отметкам, выверенным с помощью нивелира. По нити выравнивают высоту бордюров, а также ровность ряда бордюров в горизонтальной плоскости.

Переходим к выставлению бордюров. На этом этапе уже понадобится бетон. По опыту, лучше брать бетон марки М-250 или, в крайнем случае – М-200. Его небольшими кучками выкладывают в траншею по линии установки бордюров, в тех местах, где должны быть их стыки. На эти бетонные «возвышенности» и устанавливаются бордюрные камни. При установке бордюра в траншею используются специальные клещи — нечто типа больших ножниц с загибами на концах. Эту операцию выполняют два человека, «вооружённые» такими клещами. Одному с такой процедурой не справиться, ведь дорожный бордюр весит порядка 120 кг! При установке следует соблюдать величину зазоров между бордюрами 1-3 мм.

Этапы изготовления своими руками

Создание бордюрного камня состоит из двух последовательных шагов: приготовления раствора и его заливки в формы с последующей расформовкой.

Подготовка раствора

В зависимости от типа используемого цемента, пропорции рабочей смеси могут различаться. Обычно цемент, песок и гравий берут в соотношении 1х2,5х3 для цемента марки М 400 и 1х3х4 для марки М 500. Сразу в бетономешалку закладывают 1⁄2 часть нормы песка и щебня. Затем их перемешивают в течение 2-3 мин. Расход сырья зависит от количества камней и их размера.

Далее вносят полную норму цемента, оставшиеся части песка и щебня. Выполняется замешивание в течение 4-5 мин. Пластификатор растворяют в воде, после чего жидкость заливают в сухую смесь. Воду добавляют постепенно, образуя состав для бетонирования необходимой вязкости.

При использовании бетономешалки все составляющие помещают в устройство, не останавливая его.

Заливка в формы

Чтобы не портить бордюрные блоки при вынимании из форм, непосредственно перед заливкой поверхность форм внутри смазывают растительным маслом либо иным жирным составом (например, машинным маслом). Их помещают на вибростол для получения более качественных бетонных блоков. Если вибростола нет, для уплотнения смеси используют молоток. Им постукивают по боковинам форм для того, чтобы из бетона вышел воздух.

Если не обойтись без армирования, формы заполняют бетоном наполовину. Выполняют нарезку арматурных прутьев, после чего их помещают в формы и заливают доверху. Затем выполняют уплотнение. Раствор оставляют в формах на 2-е суток, после чего занимаются расформовкой. После этого блоки должны выстоять не менее 4-х недель. Все это время камень увлажняют водой. Опрыскивание является профилактикой трещин готовых блоков.

Затем их можно использовать для монтажа ограждения. При несоблюдении режима выдержки камни в ходе эксплуатации могут трескаться.

Если по дизайну запланирован рисунок, его отпечатывают штампом, пока бетон полностью не застыл. Когда необходимо украсить бордюр светодиодной гирляндой, в боковой части блоков выполняют продольное углубление.

Установка бордюра

Бетонные блоки устанавливают на ребро либо широкую сторону. Согласно правилам установки, блоки монтируют перед началом мощения по следующей технологии:

  1. вдоль границ будущей дорожки (площадки, клумбы) выкапывают траншею на глубину укладки;
  2. подготавливают бетон;
  3. ограждения устанавливают на свежий бетон по уровню (они должны утопать примерно на 1⁄2);
  4. после высыхания бетона засыпают траншею с фасада мощения.

Штучные камни устанавливают с зазором 3-4 мм по торцу. Их заливают бетоном, его трамбуют штыкованием. Замазывание зазоров проводят тонким шпателем. Камень не должен выступать над уровнем грунта выше чем на 5 см.

Правильно установить монолитный бетонный бордюр несложно. Его установку производят на подушку, углубляя в почву. При копке траншеи учитывают глубину в 1/3 высоты камня. Также к параметрам добавляют высоту подушки (10-15 см).

При устройстве новых дорожек камни устанавливают сразу. Производят трамбовку подготовленных канав, сыплют песок либо щебень, затем его уплотняют. Далее занимаются монтажом опалубки с краев траншеи. После подготовки опалубку заливают бетонной массой. Производят уплотнение смеси, затем верх ровняют шпателем. Через трое суток снимают щиты. Преимуществом литьевого камня является отсутствие швов.

Располагающуюся на газоне клумбу ограждают камнем на песчаной подушке. Устойчивость блоков будет обеспечиваться их весом. В штучные блоки устанавливают металлические штыри.

Нагрузка на бордюры, располагающиеся вдоль дорожек, больше. В этом случае необходима профилактика расползания и деформирования блоков. Их установку выполняют на цементный раствор. Технология подразумевает насыпание песка и гравия на дно траншеи. После выполняют заливку раствора и установку блоков. Их ровняют по уровню либо натянутому шнурку. Когда раствор схватится, приступают к засыпке траншеи почвой и ее уплотнению.

Пластиковый бордюр — доступный аналог камню

Это отличное решение для оформления приусадебных участков. Такие садовые бордюры обычно обходятся дешевле бетонных аналогов, при этом намного удобнее в плане установки. Однако идеальных материалов не существует в природе, поэтому пластиковые бордюры тоже не лишены недостатков, но обо всем по порядку.

Плюсы и минусы пластика на садовой дорожке

Преимущества:

  • Широкий ассортимент. Помимо обычных ленточных моделей, в продаже можно встретить декоративные элементы, имитацию природного камня, кирпича, дерева и металла.

Практичность. В случае повреждения пластиковой секции, её можно легко заменить. С тротуарными бордюрами из бетона придётся повозиться намного дольше.

Длительный срок эксплуатации. Пластик относится к категории долговечных материалов.

Нейтральность к любой среде. Пластиковые изделия устойчивы к резким температурным перепадам, не боятся влажности, не выгорают на солнце.

Привлекательный внешний вид. Такие бордюры выпускаются в разнообразной цветовой гамме, что открывает практически безграничные возможности для оформления приусадебных участков.

Нужно отметить, что пластик легко гнётся, что позволяет создавать извилистые дорожки.

Если говорить о недостатках

, нарекания вызывают такие нюансы:

  • Хрупкий пластик подвержен механическим повреждениям.

Материал хорошо горит.

Сомнительная экологическая безопасность.

Типовые размеры и монтаж

Ширина пластиковых бордюров варьируется в пределах 10-28

сантиметров, толщина:0.5-2 мм.

Если говорить об особенностях монтажа, пластиковые изделия намного удобнее бетонных аналогов. Ключевое отличие заключается в том, что отпадает необходимость в предварительной подготовке участка. Вдоль дорожки или клумбы выкапывают траншею, глубиной около 10 см

. Сюда забиваются заострённые колышки, которые имеются в основании пластиковых бордюров.

Секции скрепляются между собой замковыми соединениями. Бордюр выравнивается по уровню, затем траншею засыпают грунтом.

Как производятся?

Бортовые камни из цементной смеси делают двумя способами. Первый вариант полностью автоматизирован. Как правило, результат такого производства имеет множество плюсов, поэтому чаще используется. За счет равномерного распределения и дополнительного уплотнения смеси при производстве бордюрный блок получается пропорциональным, гладким и более крепким. Поскольку при изготовлении используется небольшое количество воды, в структуре изделия количество пор сведено к минимуму. Данные бордюрные блоки надежные и эстетически привлекательные, они отличаются долговечностью и морозостойкостью.

Второй вариант подразумевает изготовление тротуарных бордюров ручным способом. Ручной труд также предполагает использование готовых форм для их заполнения смесью с последующим виброуплотнением. Однако качество изделий зачастую не такое хорошее, и полученные блоки не отличаются долговечностью. В таких блоках часто остается большое количество крупных пор, сказывающихся на прочности. Также велик процент бракованных блоков. Искаженная геометрия снижает эстетические свойства бордюра.

Видео описание

Об установке бордюра в следующем видео:

Бордюрные изделия в обязательном порядке подлежат маркированию, в котором указываются габариты и вид изделия, а также могут содержаться дополнительные параметры (например, радиус кривизны для криволинейного бордюрного камня)

Покупая бордюрный камень, цена которого зависит в основном от показателей прочности, обращают внимание на характеристики, заявляемые производителем. В число последних входят:

  • Габариты. В продаже представлены материалы для сада длиной 0,5, 1 и 3 метра. Высота находится в пределах 20-60 см, ширина — 6-15 см. Бордюрные камни, превышающие в длину пять метров, подлежат армированию.

  • Популярный размер. Наибольшим спросом пользуется стандартный садовый бордюр с размерами 1000х200х80 (длинна — высота — ширина в мм). Он несложен в установке и оптимально подходит для отделки цветочных клумб и краев дорожек.

  • Материал. По способу производства, предлагается вибролитые и вибропрессованные изделия.

Бордюр под цвет полотна дорожкиИсточник besplatka.ua

  • Отклонение размеров. Для вибропрессованного бордюра длина, ширина и высота не должны отличаться более чем на 2 мм (для изделий до 1 м).

  • Вес. Зависит от размера и толщины; вибролитые бордюрные камни тяжелее.

  • Удельный вес. 2000-2100 кг/м3.

  • Морозоустойчивость. Бортовые камни, полученные способом вибропрессовки, рассчитаны минимум на 200 циклов заморозки/оттаивания. В Московском регионе происходит в среднем 5-7 циклов за зиму, что означает не менее 30-40 лет службы.

  • Прочность на сжатие. Достигает 350 кгс/см2 (марка бетона М350).

  • Водопоглощение. Чем меньше это значение, тем лучше. Для вибропрессованных изделий показатель составляет 3-4%.

  • Цвет. Для окрашивания используются серые, желтые, красные и коричневые пигменты, что позволяет максимально красиво вписать изделия в ландшафт.

Оценку качества можно также проводить по таким параметрам, как прочность на излом, износостойкость и отсутствие радиационного излучения

Важно оценить и внешний вид — качественные камни имеют ровную, без сколов, равномерно окрашенную поверхность

Бордюр со скошенным профилем для въезда машинИсточник teplosila.su

Особенности применения разных видов изделий

Он используется на протяжении столетий в различных областях:

  • в дорожном строительстве для отделения зоны движения пешеходов от проезжей части. Это позволяет создать безопасные условия для передвижения, а также фиксирует полотно дороги;
  • при благоустройстве зон отдыха, ландшафтном дизайне, а также для оформления садовых участков. Он отделяет зеленые насаждения, предохраняя грунт от размывания водой.

Изделие производится из качественной бетонной смеси методом полусухого вибрационного прессования, что позволяет обеспечить повышенные эксплуатационные характеристики. Нормативный документ допускает изготовление из гранитного камня, а также железобетона.

Бордюры, изготовленные методом полусухого вибропрессования обладают высокими качественными характеристиками

Бортовой камень ГОСТ классифицирует по видам, которые отличаются областью применения:

  • дорожный. Он востребован при строительстве автодорог в населенных пунктах, при создании границы между проезжей частью и пешеходным участком. Камень обеспечивает целостность полотна дороги, затрудняя его смещение под воздействием нагрузок, а также усиливает тротуарное покрытие;
  • магистральный. Используется в области дорожного строительства при сооружении автомобильных магистралей, расположенных за пределами населенных пунктов. Согласно стандарту изготавливается из бетона повышенных марок, что повышает его прочность и ресурс эксплуатации. Отличается увеличенной длиной;
  • тротуарный. Незаменим при осуществлении мероприятий по благоустройству парковых зон, городских скверов, дорожек, площадей, тротуаров. Обеспечивает защиту газонов, цветников, клумб от размывания в результате интенсивных осадков. Характеризуется разнообразием форм и цветовых решений;
  • садовый. По форме сечения напоминает тротуарный камень, однако имеет увеличенную, по сравнению с тротуарным, длину и уменьшенную ширину. Применяется при создании зон отдыха, благоустройстве парков, оформлении скверов, а также декоративной отделке газонов на дачных участках;
  • газонный. Является достаточно популярной разновидностью бордюрных камней. Используется в качестве декоративного элемента при оформлении дорожек и клумб, расположенных на дачных участках, а также при разбивке садовых зон. Отличается уменьшенным размером по высоте, небольшим весом.

Основные виды вибропрессованого бордюра – магистральный бордюр, дорожный бордюр и садовый бордюрный камень

Габариты изделий

Параметры бордюров являются стандартными и также регулируются ГОСТом. Каждая разновидность имеет свои значения длины и ширины.

Так, стандартный рядовой бордюр может иметь длину от 1 до 6 м, при этом его высота колеблется в пределах между 20 и 60 см. Ширина изделий — от 8 до 20 см.

Изделия с уширением имеют параметры 300 х 30 см, при этом их ширина составляет от 29 до 32 см. Варианты с лотком для воды характеризуются длиной в 300 см и шириной в 32 см. Высота такого камня — 29-32 см.

Размеры бордюрного камня выездного типа — 100 х 30 см, а ширина — от 15 до 18 см. Криволинейная продукция имеет идентичные параметры, разница заключается лишь в высоте. Она варьируется от 18 до 21 см. Радиус искривления может составлять от 5 до 15 метров.

Скачать бесплатно

Как перевести промилле и проценты в градусы, и, обратная задача – перевести градусы в промилле и проценты?

Как определить уклон между горизонталями на плане?

Минимальный продольный уклон дороги

Максимальный уклон пандуса для инвалидов?

Какие допустимые уклоны (продольные и поперечные) для рамп автостоянок и гаражей?

Укладка щебня. Для «лёгкой» дороги достаточно одного слоя средней фракции (20 – 40 мм). Если строится магистраль, то рекомендуется укладывать щебень в несколько слоёв: первый слой из крупной фракции (40 – 70 мм), за ним – из средней, последний – из мелкой (5 – 20 мм). Главное укатывать каждый слой катком.

Ещё на этапе укладки основания целесообразно обеспечить по бокам скосы для стока воды. Если предусмотрены бордюры, то их так же устанавливают до укладки асфальта. Это касается и других подготовительных работ (проведение или ремонт канализации, поднятие люков). Только после этого можно взяться и за само асфальтирование. Толщина асфальта, как и основания, зависит от предполагаемой эксплуатации дороги.

Минимальная толщина составляет 4-5 см (для дворовых территорий и т.п.). При высокой интенсивности дорожного движения асфальт кладут слоями, используя разную зернистость. Первым слоем кладётся крупнозернистая , наверх мелкозернистая. Для большей надёжности кладут третий поверхностный слой асфальтной крошки. В послойной укладке асфальта важным моментом является сцепление слоёв между собой. Так просто они не соединяются, поэтому перед нанесением каждого следующего слоя предыдущий поливают битумом.

Существуют два принципиальных подхода к укладке асфальта: холодная и горячая укладка.

Холодной укладкой асфальтовой крошки

Горячей укладкой асфальтовой крошки
пользуются при строительстве новой дороги или капитального ремонта старой. Асфальт при такой технологии должен укладываться непременно в горячем виде. Сама смесь заготавливается на заводе, откуда её необходимо как можно срочно доставить на строительную площадку в специальных машинах. И не просто доставить, а разгрузить, равномерно распределить и укатать пока асфальт не остыл. Иначе качественного покрытия не выйдет. При этом соответственно важнейшим фактором является погода. Как ни странно, но часто строительство новой дороги или ремонт старой затягивается именно по этой причине.

Аналогично соединению слоёв , необходимо обеспечить бесшовное соединение полос между собой. Этого возможно добиться только при непрерывной работе, когда уже уложенная полоса ещё не остыла и тут же начинается укладка новой. Доставка смеси должна проводится своевременно, чтобы не было недостатка в горячем асфальте. Не лучше, если горячей смеси привозят сразу много: излишки успевают остыть и становятся непригодными.

Уплотнение асфальта производят специальной техникой: асфальтоукладчиками, виброплитой или ручным катком. Чтобы укладываемое покрытие не прилипало к катку, его постоянно смачивают водой.

После того, как асфальт остыл, дорогу можно эксплуатировать. И всегда помнить, что за таким покрытием нужен постоянный уход.

Камень бортовой, бордюрный камень, поребрик, бордюр – это все названия одного и того же элемента дорожного благоустройства. Среди них различают дорожную вибропресованную и тротуарную вибропресованную конструкции, применяемые при строительстве дорожных покрытий. Указанные элементы служат для: отделения проезжей части от тротуаров, газонов и остановок общественного транспорта, а также отделения тротуаров и пешеходных дорожек от газонов. Это один из обязательных элементов мощения дороги. не только является разделителем проезжей части и пешеходной зоны, но и придает дороге законченный вид, служит упором при укладке тротуарной плитки.

Укладка производится при помощи специальной техники, что позволяет достичь высоких результатов. Кроме того, это позволяет обеспечить более ровную выкладку стройматериала и, соответственно, высокую прочность получившегося ограждения.

Во-первых, необходимо подготовить траншею для будущего бордюра. В этом поможет устройство, с помощью которого можно выкопать траншею

Либо воспользоваться обычной лопатой.

Во-вторых, не менее важное для укладки бордюрного камня, устройство – трамбовщик траншеи. Он сделает дно канавы ровным.

Правильная установка конструкции является также дисциплинирующим фактором для водителей.

цементным раствором

  • Крупный. Он несет функциональную нагрузку – отделение полотна дороги от тротуара и обеспечение безопасности пешеходов;
  • Небольшой по размерам бордюр. Чаще всего используется для отделения одной пешеходной зоны или дороги от другой.

Достоинства и недостатки

Бетонные бордюры – функциональные и эстетичные ограждения для сада. От дорожного бордюра они отличаются меньшей высотой и скошенной фасадной стороной. Ширина таких изделий составляет 8 см, длина может составлять 0,5 или 1 м. Преимуществом поребрика является широкий спектр применения. Бетонные бордюры монтируют в жилых кварталах, на автопарковках, используют в коттеджном и дачном строительстве. С их помощью подчеркивают акценты ландшафта, в том числе цветники, отдельно стоящие деревья (используют для приствольного круга).

Бордюрный камень имеет массу преимуществ:

  • выполняет функции разграничения зон участка;
  • укрепляет границы дорожных покрытий;
  • отличается вариативностью дизайна и формы;
  • характеризуется прочностью и доступностью;
  • морозоустойчив, инертен к перепадам температуры;
  • подходит для садово-паркового и городского оформления;
  • отличается цветовой гаммой и типом составных элементов;
  • экологически безопасный, простой в уходе;
  • долговечный, декоративный, практичный;
  • устойчивый к механическим нагрузкам;
  • предусматривает замену элементов при необходимости.

Ввиду большого веса его сложно сдвинуть с места или передвинуть, если захочется поменять размеры и форму ограждаемого участка. Поэтому перед установкой нужно планировать тип конструкции и ее точное расположение.

Собственноручное производство

Вначале делается форма для выдерживания раствора или приобретается на рынке. Размер готового блока выбирается самостоятельно, можно не придерживаться нормативных размеров ГОСТ. Гладкая формующая поверхность отливки обеспечивается применением материалов:

  • листов стали толщиной более 0,8 мм;
  • ламинированной фанеры или ОСБ толщиной от 8 мм;
  • чисто выструганной доски, которая обрабатывается герметичными пропитками против увлажнения.

В качестве формы часто применяется металлический швеллер большого размера (№ от 14 до 22). На кусках прогона закрываются торцы и можно проводить заливку. Соотношение компонентов смеси принимается:

  • для цемента М400 — 1:3:4 (цемент, песок, наполнитель);
  • для М500 берется 1:2,5:4,5, соответственно.

В бетономешалку загружают половину компонентов, перемешивают 3−4 минуты и добавляют остальное количество. Дальнейшее приготовление занимает 5−6 минут. В бетоносмеситель вводятся пластификаторы и вода, если требуется краситель, то он разводится в жидкости. Рационально замешать такое количество раствора при изготовлении бордюра из бетона своими руками, которого бы хватило на заливку 7−10 форм.

Заливка в формы

Вибростол используется для повышения качества камней. Готовый бетон помещается в формы и включается вибрация. Если требуется усиление арматурой, то смесь заливается наполовину, а остальное количество раствора добавляется после укладки металлических прутов.

Заполненные отливки после обработки на столе выдерживаются не меньше 48 часов для схватывания. Затем они вынимаются из формы и оставляются в свободном виде на месяц для набора прочности. По истечении этого времени элементы монтируются в качестве элементов ландшафтного дизайна во дворе или саду.

Установка в рабочее положение

Чтобы установить камень, снимается верхний плодородный слой почвы. Разметка делается с помощью натянутого шнура, желательно на всей протяженности будущего ограждения. Глубина канавки составляет половину высоты камня. Так бордюр выступает над поверхностью и прочно удерживается грунтом. Степень заглубления выбирается с учетом подсыпки на дне выемки. Насыпается слой щебенки, которая смешивается с песком в пропорции 1:1. Для опоры под камнем требуется слой 6−10 см. Материал утрамбовывается и проливается водой для уплотнения.

Маркировка

Маркировка изделия представляет собой буквенно-цифровое сочетание:

  • Первые две буквы обозначают тип камня: БР – бордюр рядовой; БВ – выездной (имеет скошенный борт); БЛ – лотковый (предназначен для отвода воды); БК – криволинейный (у него верхняя часть скошена); БУ – с уширением; БУП – с прерывистым уширением.
  • Далее следуют значения длины, высоты и ширины (или толщины) бордюрного блока (они указаны в сантиметрах).
  •  Следующие цифры (в метрах) соответствуют радиусу кривизны (в том случае, если блок имеет криволинейную конфигурацию).

То есть, если мы видим маркировку БР 300.30.15, то это обозначает рядовой камень, длина которого составляет 300 см, высота – 30 см, а толщина – 15 см. Другой пример: БК 100.30.18.12 – это блок с криволинейной конфигурацией, протяженность которого 100 см, высота – 30 см, толщина – 18 см, а радиус кривизны – 12 метров. И еще один: БР 600.30.18-А-IV – это камень с длиной в 600 см, высотой – 30 см, шириной – 18 см и классом напрягаемой арматуры – А-IV.

Важно! Маркировку блока наносят на его торцевую поверхность: для этого используют специальную краску

Укладка

При строительстве дорог укладка шоссейного бордюра производится с помощью специальной техники. Что касается частного землевладения в виде тех же садовых участков, то здесь установка бордюра зачастую производится силами самих хозяев. Для понимания этого процесса разобьем его на несколько основных этапов:

  • произвести разметку территории с помощью колышков и веревки, натягиваемой вдоль лини будущей установки бордюра;
  • выкопать траншею, глубина которой должна быть не многим больше высоты бордюра при соблюдении ширины от 300 до 400 мм;
  • утрамбовать дно траншеи, уложить песок в один слой и снова повторить утрамбовку;
  • подготовить смесь цемента, песка, мелкого щебня и воды с соблюдением пропорции 1:2,5:2:2;
  • произвести укладку готовой смеси на дно траншеи и установить бордюр.

Нюансы выбора

Установка бордюров позволяет не только укрепить дорожное покрытие, но и минимизировать его деформацию, связанную с сезонными колебаниями температуры и подвижками грунта. Такой практичный элемент благоустройства, бордюрный камень садовый, купить в Москве можно через магазины или сайты компаний-производителей. Перед закупкой необходимо определиться с параметрами бордюра:

  • Высота. Чем глубже установить бордюрный камень, тем качественнее и дольше сохранится отмостка (полотно дорожки) и основание. Чтобы получить необходимую высоту, складывают толщину основания и отмостки, добавляя 15-20 см на установку.

  • Длина. Измеряют периметр участка, который собираются обнести бордюром.

  • Компенсация. Полученную длину принято увеличивать на 10%. Так вы скомпенсируете возможные ошибки измерения и вполне вероятные повреждения, которые могут возникнуть при перевозке, погрузке/выгрузке, подгонке и укладке. Приобретая материал с запасом, вы избавляете себя от напрасных трат на перевозку одного-двух бордюрных камней, что трудно назвать экономией.

Схема установки бордюрного камняИсточник lifehacker.ru

При покупке необходимо проверить наличие сертификата качества, подтверждающего соответствие характеристик материала российским стандартам. Отсутствие документов означает, что при выборе материала вы будете ориентироваться только на внешний вид, не имея возможности оценить важные характеристики товара.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector