Как самостоятельно сделать односкатную крышу в гараже и в чём её особенности
Содержание:
Преимущества и недостатки односкатной крыши
Во многом преимущества односкатного варианта кровли очевидны:
- дешевизна конструкции;
- простота расчета проекта;
- быстрота возведения;
- возможность в перспективе модернизации и усовершенствования.
Вместе с тем нужно представлять и обратную сторону такого проекта:
- необходимо отводить большой объем водостока;
- кровля требует дополнительного обслуживания в случае аномально больших снегопадов;
- отсутствие водосточной системы при уклоне ската в сторону ворот во время оттепелей и заморозков чревато обледенением поверхности перед воротами;
- отсутствие водостока в дождливую погоду при расположении уклона в сторону ворот (если нет второго входа в гараж) оборачивается капитально промокшей одеждой, особенно если заклинит замок.
Односкатная крыша
Односкатная кровля представляет собой плоскость прямоугольной формы, опирающуюся на противоположные несущие стены.
Односкатная кровля бывает:
- Вентилируемой;
- невентилируемой.
Особенности проектирования
Проект односкатной кровли напрямую зависит от уклона. Так как на уклон конструкции влияет не только финишное покрытие, а особенность климатических условий, то все эти значения следует правильно рассчитать.
Важным показателем для проектирования любой кровли также является совокупная нагрузка.
Угол уклона
Угол уклона напрямую зависит от покрывного материала: покрытия отличаются способностью удерживать снеговые осадки.
Кроме того, в зависимости от природных особенностей, в местах где преобладают ветра, местность недостаточно защищена деревьями, рекомендуется изменить угол ската.
Варианты стропильной системы односкатной крыши
Стропильная конструкция крыши с одним скатом может быть:
- Скользящей;
- наслонной;
- висячей.
Стропильный каркас выполняется чаще всего из деревянных элементов разного назначения.
Стропильная система односкатной крыши
Особенности монтажа
Монтаж односкатной стропильной конструкции производится на мауэрлат.
Если осуществляется монтаж каркаса висячего типа, то сначала изготавливается ферма на земле. По заданному шаблону изготавливается вся конструкция.
Кровлю можно оборудовать системой утепления. Для этого монтируют элементы, необходимые для теплой крыши.
Завершающим покрытием кровли является защитный покрывной материал.
Достоинства и недостатки односкатной крыши
Несмотря на простоту монтажа, незамысловатость конструкции, односкатная система имеет свои особенности.
Достоинства:
- Недорогая конструкция;
- простота монтажа;
- небольшая нагрузка на стены и фундамент;
- устойчивость к сильным ветрам.
Ремонтные работы в процессе эксплуатации на односкатной кровле производить не сложно, не слишком затратно.
Недостатки:
- Необходимость уборки снега;
- малая высота чердачного пространства.Преимущества такого вида — в прочности и надежности по устойчивости к капризам погоды.
Односкатная крыша
Конструкция, которая состоит их двух скатов, носит название двухскатной.
Двухскатные конструкции могут классифицироваться по расположении скатов:
- симметричные;
- асимметричные;
- ломаные;
- разноуровневые;
- двухскатные с коньком на скате.
Кроме того, могут быть спроектированы другие конфигурации двухскатных крыш: ломаные с одного ската, двойные ломаные, с удлиненными козырьками или пристройками.
Варианты проектирования
Особе внимание уделяется нагрузке. Кроме того, важен угол наклона в соответствии с покрытием
Кроме того, важен угол наклона в соответствии с покрытием.
Проект двускатной крыши довольно простой, при правильном определении всех показателей (угла, нагрузки кровли, природной нагрузки) крыша будет надежной и долговечной.
Угол наклона
Среднее количество выпадаемого снега по региону учитывается при расчете кровельной нагрузки. Помимо этого, сила потоков ветра влияет на наклон ската.
При разном уклоне для различных материалов соответствует определенный угол уклона. Для всех материалов свои показатели.
Стропильная система
Стропильный двускатный каркас может иметь наслонную конструкцию, висячую, комбинированную.
Вариант стропильной конструкции выбирается исходя из пролета между внешними стенами. Помимо стропильных балок, конструктивными элементами стропильной системы являются: конек, мауэрлат, ригель, затяжки, также другие элементы.
Каждый из дополнительных элементов распределяет нагрузку, фиксирует или укрепляет более уязвимые части конструкции.
Стропильная система двускатной крыши
Монтаж
При монтаже двускатной крыши необходимо выполнить основные шаги:
- Установить балки;
- закрепить обрешетку;
- установить кровельное покрытие.
В случае удлинения стропильных ног под свес монтируют дополнительные рейки.
Достоинства и недостатки
Двускатная крыша — самая распространенная модель кровли.
Это обусловлено преимуществом данной конструкции:
- Возможность обустройства мансардой;
- нет необходимости самостоятельно очищать покрытие от снега;
- несложный проект;
- разнообразие покрытий.
Недостатки:
- Зависимость высоты крыши от пролета;
- при обустройстве мансардного помещения требуется дополнительное усиление конструкции и обустройство оконных систем и элементов обогрева.
Двускатная кровля — не самая сложная конструкция, и при полном обустройстве она является самой востребованной.
Двускатная крыша
Нюансы проектирования
Несмотря на простоту оформления односкатной крыши, к этапу проектирования следует отнестись со всей серьезностью. Просчеты неминуемо приведут в дальнейшем к плачевным результатам.
Направление уклона
Проектирование односкатной конструкции начинают с определения направления уклона ската. Преобладающим ориентиром является направление ветра, факторы удобства и легкости монтажа стропил отодвигаются на второй план.
Даже если гараж закрывают более высокие здания, особенности участка могут спровоцировать разрушительное действие ветра. Дизайн территории или расположение на рядом стоящем здании ливневки также имеет значение при решении вопроса.
Определение крутизны
Найти оптимальную крутизну ската, выраженную в градусах ( α ), следующий этап проектирования. Односкатная крыша для гаража обычно имеет угол наклона 25 о , максимально допустимая величина – 30 о . Превышение параметра увеличивает уязвимость односкатной крыши к ветровой нагрузке, второй аспект – нелепость при визуальном восприятии. Уклоны, не достигающие 10 о , провоцируют увеличение снеговой нагрузки на кровлю гаража, в период оттепелей отток воды затрудняется.
Тип кровельного покрытия гаража – очередной фактор, оказывающий существенное влияние при определении угла односкатной крыши. Если владелец заранее определился с декором кровли исходя из общего дизайна, характеристика материала учитывается при составлении проекта. Приведенная ниже схема поможет определиться с подходящим кровельным материалом гаража для различных углов наклона односкатной крыши.
Числа в кружочках обозначают материал кровли и минимально допустимую крутизну уклона, при которых дальнейшая эксплуатация гаража не принесет неприятностей и разочарований.
Изложенную информацию можно условно разделить на три фактора, которыми руководствуются при расчете крутизны односкатной крыши:
- Особенности климатических условий региона, в котором планируется возвести гараж с односкатной крышей. Пологие сооружения, где крутизна не достигает 10 о , можно обустраивать в регионах с высокой ветровой нагрузкой при условии отсутствия обильных осадков. Выбор крутизны односкатной крыши в пределах 20-25 о допускается при отсутствии существенных воздушных потоков или если гараж является пристройкой к основному зданию.
- Материал кровельного покрытия. Для пологих крыш гаража активно применяются рулонные материалы (полимерные, битумные или комбинация обоих видов). При крутизне 15-20 о крышу гаража рекомендуется оформить металлическими листами или шифером. Для более высокого угла односкатной кровли подойдет металлочерепица или профнастил.
- Сочетание с покрытием расположенного рядом здания приветствуется. Если достичь одинаковой фактуры не представляется возможным, стоит позаботиться хотя бы о цветовом сочетании односкатной кровли гаража и близлежащих построек.
Органичность участка с гаражом прослеживается на следующем фото:
Особенности устройства
Чтобы понять, как сделать односкатную крышу на гараже, необходимо разобраться с ее устройством. Вся конструкция обычно состоит из таких важных и дополняющих друг друга элементов:
- Стропильная система – самый важный элемент кровли, отвечающий за способность всей конструкции выдерживать нагрузки, а также необходимый для последующего крепления на него всех остальных составляющих;
- Обрешетка, которая является опорной частью для последующей укладки кровельного материала;
- Изоляционный слой, который включает как гидроизоляцию, так и термоизоляцию, необходимые для поддержания оптимального и стабильного микроклимата в помещении гаража;
- Кровельное покрытие. Материал, покрывающий всю конструкцию сверху и необходимый для защиты от внешних факторов;
- Дополнительные элементы (необходимые как для усиления, так и для стабилизации всей конструкции).
Стропильная система
Об особенностях строительства стропильной системы односкатной крыши рассказывается в видео:
https://youtube.com/watch?v=isx9IagCHIA
Стропильная система односкатной крыши монтируется достаточно просто и не требует особых навыков, но имеет при этом свои отличительные черты. Чаще всего для ее монтажа используют деревянный брус, предварительно обработанный антисептическими составами, предотвращающими гниение и проникновение грибка в древесину при размокании.
- Мауэрлат. Обычно это брус 150*150 мм, необходимый для создания прочной и устойчивой основы всей конструкции. Он устанавливается на боковые стены, и служит для равномерного распределения веса крыши, передавая его на несущие стены. К стенам он крепится при помощи анкеров. Между стенами и мауэрлатом устанавливается гидроизоляционный слой;
- Стропильная нога. Для ног выбираются бруски сечением 50*150 мм, их длина должна превышать ширину гаража как минимум на 40- 50 см, чтобы можно было сформировать необходимый для отхода влаги свес крыши. При установке стропильных ног между ними выдерживают расстояние от 60 до 110 см;
- Свес. Длина, на которую стропила выступают за периметр постройки. Если этот параметр недостаточный, то стропильные ноги удлиняют, добавляя кобылки;
- Фронтон. Часть стены между углом крыши и карнизом, которую при строительстве гаража выстраивают до монтажа крыши и не делают обособленным;
- Обрешетка – основа, на которую укладывается кровельный материал. Она может быть решетчатого типа (с различной величиной расстояния между листами фанеры, применяемая для крыш из профнастила и металлочерепицы) или сплошного, которая применяется для крыши из мягкого или рулонного материала.
При строительстве односкатной крыши стропильная конструкция может быть смонтирована одним из способов:
- Подвесным (с упором на концы);
- Наслонным (наличие промежуточной опоры).
Если пролет, который образуют опорные стены, не превышает 5 метров, то можно смело ограничиваться установкой на стропильную систему только ригелей (горизонтальных элементов). Они крепятся в местах соединения мауэрлата со стропилами.
Особенности стропильной системы зависят от материала стен здания и его размеров.
Поперечное сечение стропильных ног выбирается в зависимости от таких факторов:
- Веса стропильных ног, обрешетки, гидроизоляционного слоя и утеплителя;
- Вес кровельного материала;
- Нагрузки атмосферного типа (осадки, ветер и т.д.).
Внимание! Чем больше частота установленных стропил, тем меньшая нагрузка приходится на каждую стропильную ногу.
Односкатная крыша для гаража: бетонная конструкция
Естественно, чтобы сделать крышу для гаража из бетона, нужны прочные стены и капитальное основание – на каркасный металлический гараж такую крышу установить не получится. Из-за своего большого веса она попросту развалит гараж – сплющит его в тоненький блинчик и даже не заметит стоящую в нем машину. Такая крыша подойдет для капитального гаража, собранного из кирпича или каких-либо других блоков – она имеет массу преимуществ, среди которых можно отметить надежность (вор через верх вряд ли сможет попасть в гараж), долговечность, простота в изготовлении. Среди недостатков дополнительно можно выделить необходимость гидроизоляции крыши и приличные расходы на ее изготовление. Хотя как знать – бетонная крыша может быть сделана двумя способами и именно от них в полной мере зависит ее стоимость.
-
Односкатная крыша для гаража из плит перекрытия. Это дорогой вариант решения вопроса, как сделать односкатную крышу гаража из бетона – недешево стоят и сами плиты перекрытия, и немалых денег обойдется нанять подъемный кран для их установки. Этот способ привлекателен своей простотой – вы просто укладываете плиты на стены гаража, одну возле другой и все!
-
Монолитная бетонная крыша для гаража. По материалам и финансовым затратам она обойдется несколько дешевле, но вот с точки зрения сложности технологии самостоятельного изготовления монолитная крыша из бетона для гаража отнюдь не выглядит привлекательно. Кроме всего прочего, придется дополнительно потратиться на материалы для изготовления горизонтальной опалубки, что само по себе может свести на нет все финансовые выгоды. И это еще не все, приготовление бетона – штука тяжелая, практически точно такая же, как и его подъем на крышу. В общем, здесь можно уработаться так, что мало не покажется – вариант не для слабых физически людей. Хотя можно рассмотреть бетонирование монолитного перекрытия с помощью приобретенного в готовом виде бетона – опять таки, это снизит физическую нагрузку на человека, но увеличит финансовые расходы.
В общем, еще неизвестно, что обойдется дешевле – купить и уложить плиты перекрытия, заплатив за все один раз, или растягивать эту сумму надолго, производя все от начала и до конца своими руками. Надолго, в смысле и на лекарства, которые понадобятся для лечения спины. Шутка, но в каждой шутке имеется доля истины.
Бетонное перекрытие – это только основание крыши. Как и говорилось выше, впоследствии ее придется гидроизолировать. Чтобы односкатная крыша для гаража своими руками была закончена, предстоит провести еще ряд мероприятий, связанных с обустройством кровельного покрытия.
- Для начала поверх перекрытия заливается стяжка – она может быть простой, а может и утепленной (по пенопласту или вперемешку с пенопластом). Толщина стяжки не менее 50мм в любом случае – уклон стяжкой увеличивать не нужно. Вполне достаточно будет того небольшого наклона перекрытия, который закладывается при укладке плит – от вас потребуется только точно повторить его, а для этого понадобится установить маяки.
-
Дальше, когда стяжка высохнет, производится стандартная гидроизоляция – наплавляется мягкая кровля. Предварительно стяжка вскрывается битумной мастикой, на которую укладывается рулонный кровельный материал – в два слоя, каждый из которых наплавляется в разных направлениях. К примеру, первый поперек гаража, а второй вдоль – или наоборот.
В принципе, все. Теперь смело можно говорить о том, что бетонная односкатная крыша для гаража из шлакоблока, кирпича или какого-либо другого серьезного материала готова. Остается только дождаться первого хорошего ливня и убедиться в том, что изготовленная вами крыша нигде не протекает.
Особенности укладки профнастила
Сразу же возникает вопрос, как сделать односкатную крышу на гараже из профнастила. В целом процесс установки профнастила не вызывает трудностей. Но перед работой следует ознакомиться со следующими правилами.
1. Односкатная крыша на гараж начинается с подготовительных работ. Как и в любой работе необходимо начать с подготовки инструментов.
- саморезы;
- строительный шнур;
- шуроповёрт;
- молоток;
- дрель;
- рулетка.
Сначала нужно произвести подсчёт необходимого количества листов для того, чтобы сделать крышу. Места разрезания подлежат обработке, чтобы не возникла коррозия. Стыки листов должны характеризоваться плотностью.
2. Кладет начало работе стропильная система, которая должна состоять из древесины, обработанной антисептическим средством. Так гарантируется защита от влаги.
Схема стропильной системы односкатной крыши
Стропильная система устанавливается под уклоном, что обеспечит стекание воды после дождя и других осадков. Уклон достигается за счёт разной высоты стен. На эти стены опираются стропила.
3. Далее определить уклон кровли. Оптимально 11 градусов. Но можно и больше. Выбирая угол уклона нужно опираться на погоду в месте расположения гаража.
4. Установить гидроизоляционную пленку. Закрепить её с помощью контр обрешетки.
Гидроизоляция крыши под профнастил
5. Далее монтируется обрешетка из деревянного бруса, обработанного антисептическим составом. И только после этого можно осуществлять монтаж профнастила на крышу гаража.
Обрешетка односкатной крыши
6.1 При покрытии крыши профнастилом желательно:
- использовать листы марки Н или НС;
- наличие капиллярной канавки, что даст возможность не применять герметик для уплотнения нахлеста.
Односкатная крыша начинает собираться с нижнего края. Закрепление профнастила должно производиться с помощью саморезов. На саморезах есть резиновые шайбы, которые, в свою очередь, создают герметичное место для расположения креплений.
Порядок укладки профнастила
6.2 Крайние листы профнастила должны устанавливаться с помощью дополнительных крепежей, которые обеспечат защиту крыши от ветра.
Профнастил подлежит закреплению во впадинах, где есть обрешетка.
Соблюдение правил безопасности
Ознакомившись с информацией о том, как крыть крышу гаража профнастилом, следует знать о правилах в работе.
Во время работ необходимо перемещаться с осторожностью по поверхности. Наступать на дно волны.
Профнастайл относится к объёмному материалу, поэтому установку должны производить два человека.
С помощью болгарки должны вырезаться отверстия под трубы
Прочность прилегания достигается за счёт металлического кровельного уплотнителя.
Важно вмонтировать снегодержатели, которые позволят избежать различных обвалов, включая снег и лед
Конструкция удерживает снег, потому что крепится перед краями крыши.
Монтаж кровли — один из этапов строительства гаража своими руками. Следовать советам и рекомендациям данной статьи, значит достигнуть того самого результата надежности. Главное купить качественный материал и выполнять все правильно. Не забудьте про козырек!
Что представляет собой односкатная крыша
Кровля такого типа может использоваться не только для таких построек, как гаражи, летние кухни или сараи. Эта конструкция используется и для устройства крыш небольших дачных домиков. Нередко таким образом перекрывают дом вместе с пристройкой к нему.
Хотя для установки стропил требуются опоры разной высоты, не стоит думать, что коробку здания со стенами одинаковой высоты нельзя перекрыть односкатной кровлей. Просто придется потратить немного больше времени на создание разноуровневых опор для стропильной системы.
Скат кровли можно располагать как параллельно короткой, так и параллельно длинной стороне коробки здания. Желательно, чтобы нижняя сторона ската располагалась с наветренной стороны здания.
Причем угол наклона обычно совсем незначителен. Однако его величина имеет большое значение для схода с кровли дождевой воды и удаления снега в весенний период.
Стройматериалы для гаражной крыши
На сегодняшний день существует довольно большое разнообразие кровельных стройматериалов. К самым распространённым относится рубероид, шифер, профнастил, металлочерепица и фальцевая кровля.
При выборе следует обратить внимание на эксплуатационные особенности стройматериала, ведь они влияют на срок службы и способ монтажа. Одним из недорогих стройматериалов является профнастил
Он прост в установке и устойчив к осадкам, и при правильном монтаже прослужит много лет.
Монтаж кровельного материала
Преимущество профнастила в том, что в целях экономии, его можно использовать повторно. Такое использование допускается технологией. Для несложного монтажа можно использовать шифер. Он может эксплуатироваться примерно 30–40 лет. Из более дорогих стройматериалов будет фальцевая кровля. Она состоит из тонких полос металлического листа. Также можно применить черепицу либо металлочерепицу. Очень красиво выглядят крыши, которые на всех сооружениях сделаны из одного кровельного стройматериала.
Часто используемым стройматериалом является шифер благодаря невысокой стоимости и довольно высокому качеству. Все же у него довольно слабая механическая прочность из-за того, что его изготавливают из асбоцементной плиты.
При установке шифера, необходимо соблюдать следующие правила:
- при креплении к обрешётке, применяются оцинкованные гвозди с большой шляпкой;
- отверстия под гвозди сверлятся заранее;
- гвозди необходимо забивать исключительно в верхнюю часть волны;
- шифер ложится один на другой внахлёст приблизительно на 20 см;
- гвозди забиваются не полностью, чтобы при расширении или сжатии не деформировался стройматериал.
Крыша для гаража с профнастила выглядит очень красиво, и срок использования — до 50 лет. Стройматериал обладает влагостойкостью и огнестойкостью, также с ним легко работать из-за стандартных размеров и можно применять вторично.
Монтаж профнастила во многом похож на монтаж шифера. Однако крепится он не гвоздями, а саморезами. В целях избежания протекания кровли, применяют резиновые прокладки.
Рубероид способен хорошо защитить здание от протекания, в основном его применяют для крыш с железобетонным основанием. Однако его необходимо часто ремонтировать. И все же он востребован, потому что является малозатратным стройматериалом.
Согласно технологии, в начале кровельных работ, следует хорошо подготовить основание. Перекрытие должно быть чистым и сухим, дальше следует хорошо выровнять поверхность, устранив все деформации.
Какой утеплитель можно использовать
Выбор утеплителя для гаража довольно велик, поэтому заранее необходимо изучить все эксплуатационные характеристики, преимущества и недостатки каждого из них:
- Стекловолокно. Выпускается в форме плит из волокон, которые изготавливаются из отходов стекла. Есть несомненные преимущества данного материала. Он не горит, не подвержен гниению, устойчив к воздействию повышенной влажности и перепадов температур. Но вместе с тем стекловолокно является хрупким материалом, а значит легко разрушается при механическом воздействии. поэтому нужно соблюдать правила безопасности при работе с этим типом утеплителя, в частности, использовать респиратор и перчатки.
- Минвата. Сходный по структуре материал со стекловолокном, однако отличия заключаются в использованном исходном материале. В данном случае это базальтовые породы. Срок службы такого утеплителя несколько десятков лет, но при условии соблюдения техники монтажа. Данный материал нуждается в защите от влаги и механического воздействия.
- Полимерный утеплитель, например, пенопласт или пенополистирол. Преимущества данного материала в том, что он имеет небольшой вес, устойчив к воздействию влаги и перепадам температур, не подвержен появлению плесени или грибка. Но именно этот материал очень легко возгорается. Также пенопласт и пенополистирол является тем материалом, в котором могут завестись различные мелкие грызуны.
Для гаража лучше выбирать негорючий утеплитель, который также не впитывает влагу. Дополнительно обезопасить слой утеплителя можно гидроизоляционной и пароизоляционной плёнкой.
Заключение
Как построить крышу на гараже? Первым шагом в постройке односкатной крыши является создание мауэрлата. Мауэрлат распределяет вес от крыши на стены гаража. Затем переходят к стропильной системе.
Выступ балок должен составлять около 30-40 сантиметров. Концы будут защищать гараж от попадания осадков во внутреннее помещение. Шаг укладки – 70-80 сантиметров. Следующий этапом будет обрешетка.
Обрешетка для мягких, рулонных материалов должна быть сплошной. Для шифера и профнастила это не обязательно. Обрешетку крепят перпендикулярно к стропилам. После этого необходимо заняться гидроизоляцией обрешетки.
Для гидроизоляции хорошо подойдет рубероид. Он дешевый и простой в укладке. Вместо рубероида можно использовать пленку, её укладывают аналогично. Затем укладывают внешний слой крыши.