Аристократки в кокошниках
Содержание:
- Полезные советы начинающим мастерам
- Сарматы, аланы, роксоланы, аорсы…
- 8. Кокошник
- Как связать крючком кокошник для девочки
- Презентация на тему: » Такой непростой кокошник. Кокошник (головной убор) Виды кокошников Кокошник своими руками Русские орнаменты.» — Транскрипт:
- 3. Косоворотка
- Традиции ношения кокошника: запреты и ренессанс
- 9. Вышиванка
- Сборник (самшура, моршень)
- Конные воины
- Сарматизм
- Кукольный кокошник из пластика
- Рогатая и копытообразная кики
- Кокошник-ободок по бумажному трафарету: инструкция создания со схемой
- Триумфальное возвращение кокошника в гардероб императриц
- Как называется задняя часть кокошника?
- Кокошник за полчаса для детсада
- Вне политики
- Осенний кокошник из картона
Полезные советы начинающим мастерам
- Для того чтобы плотно приклеить ткань к картону, используют прозрачный клей «Кристалл». От него не остаются пятна на ткани, и он очень крепкий. Сохнет достаточно быстро.
- Можно украсить кокошник с помощью аппликации. Для этого нужно делать элементы на клеевом флизелине для уплотнения. Берется искусственный материал, обычно это атлас либо креп-сатин. Вырезают элементы выжигательным аппаратом. Края пропаливаются, и ткань не сыплется.
- На кокошник отдельные элементы приклеиваются с помощью утюга и клеевой ленты.
- Тесьму и стразы приклеивают с помощью клеящего пистолета. Красиво смотрится золотая тесьма разной формы. По краям кокошника обклеивают тесьму монетками (с круглыми одинаковыми элементами), а лобный полукруг обклеивается тесьмой с кисточками. Они нависают на лоб, и тогда не нужно будет изготавливать сетку из бусинок.
- На тыльной стороне вместо лент, которые надо завязывать, можно пришить широкую резинку, на которую прикрепляется большой атласный бант под цвет кокошника со свисающими длинными концами, обрезанными под углом.
В статье даны выкройки разных кокошников в натуральную величину, подробно описаны виды разных кокошников, как полукруглых, так и в форме короны. Приведены способы и секреты оригинальных украшений кокошника. Рассказано, чем лучше его декорировать и какой клей желательно использовать. Надеемся, что, прочитав рекомендации и советы, начинающий мастер сможет легко сделать такой красивый головной убор, как на фотографиях выше. Удачной работы!
Сарматы, аланы, роксоланы, аорсы…
На исторической арене сарматы появляются в III веке до нашей эры, когда они напали и вытеснили из причерноморских степей скифов. До этого времени мы находим только отрывочные упоминания о сарматах на восточной границе Скифии, однако археологические свидетельства подтверждают их движение с южного Урала. В северном Причерноморье сарматы на протяжении четырех столетий – до II века нашей эры, занимали главенствующее положение, вытеснив оттуда других кочевников.
Сарматы, вероятно, не были никогда одним народом и представляли из себя группу разноэтничных, в первую очередь ираноязычных племен. Сарматы, аланы, роксоланы, аорсы – такие названия даются римскими писателями разным кочевникам, живущим севернее Черного моря, время от времени тревожащим балканские владения римлян. К сожалению, римляне и греки, из произведений которых мы черпаем почти все известные данные о сарматах, не описывали их подробно. Более многочисленны археологические свидетельства, но и они не могут ответить на все вопросы.
8. Кокошник
Старинный головной убор и символ традиционного русского костюма. Кокошник — это легкий веер, пришитый к шапочке. По конструкции выделяют 4 основных вида этого аксессуара:
- Однорогий. Обычно имеет жемчужную или бисерную сетку, закрывающую лоб почти до бровей.
- Двухгребенчатый. Имеет верх в форме седла с приподнятой верхней частью и более высоким задним гребнем.
- В виде цилиндрической шапки с плоским дном.
- С плоским овальным верхом, выступом над лбом, лопастями над ушами — и пришитым сзади прямоугольным подзатыльником!
Поверх кокошника часто носили шерстяные или шелковые платки, вышитые орнаментом из золотых и серебряных нитей.
Как связать крючком кокошник для девочки
Для ребёнка лучше связать лёгкий аксессуар, в котором малышка не устанет. Поэтому стоит выбирать тонкие нити. А вот с украшениями нужно быть очень осторожными. Даже хорошо накрахмаленное изделие может не выдержать, если полотно перегрузить украшениями.
Для работы потребуется:
- пряжа ирис 2 мотка белого цвета;
- бусины 7 мм для украшения;
- крючок 0,85.
Выполнение работы
Начало работы
При помощи крючка и ниток выполнить первоначальный набор воздушных петель. Для модели потребуется 68 петель. Вяжется изделие не по кругу, а прямыми и обратными рядами. Стоит быть очень внимательными при подсчёте петель. По центру для большего подъема требуется прибавление воздушных петель. Всего в кокошнике необходимо провязать 11 рядов.
Придание формы
Начиная с 8 ряда, следует перенести много петель и немного запустить концы кокошника, чтобы изделие получилось дугообразным.
В схеме для большего подъема использованы, кроме столбиков с одним накидом, ещё и столбики с двумя накидами. Для них потребуется аналогичная техника исполнения, но вместо одного оборота рабочей петли нужно сделать два.
Самая выдающаяся деталь выполнена большим количеством воздушных петель. Но стоит быть внимательными, поскольку в ряду использованы и столбики без накида, чтобы соединять воздушные петли первого элемента со вторым.
Завязка и украшение
Для завязки использовать атласную ленту. Нужно просто пришить её к краям полученного вязаного шедевра. Украсить готовый вариант бусинами. Просто пришить несколько крупных по углам ракушек, не перегружая изделие излишне. Лучше использовать для каждой ракушки по одной бусинке в самом верхнем углу. Так и узор останется виден, и изделие получится не таким тяжёлым.
Важно! Изначально полученный аксессуар не будет стоять ровно, так как он из очень тонкой нити. Его необходимо накрахмалить
Накрахмаливание кокошника
Для того чтобы кокошник был идеально ровный и стоял, а не сползал, как мягкая салфетка, его требуется подготовить. Для подготовки необходимо накрахмаливание. Сделать это можно несколькими способами. Речь не только о концентрации крахмала для раствора. Можно накрахмалить и при помощи клея, как бы парадоксально это ни звучало. Только вязаный детский кокошник лучше обрабатывать крахмалом.
Подготовка раствора
Для работы понадобится:
- крахмал — 2 столовые ложки;
- вода — 1 литр.
Развести в стакане холодной воды весь крахмал и хорошо перемешать. Нагреть на плите 1 литр воды и постепенно ввести в него крахмал. Снять с огня и дать слегка остыть.
Положить вещь в раствор на 20-30 минут. Затем растянуть на ровной поверхности, дать хорошо высохнуть изделию.
Важно! Не стоить отжимать изделие после того, как его вынули из раствора. Это может испортить волокна и растянуть в ненужных местах петли
Такую процедуру далее необходимо будет проводить с кокошником после каждой стирки.
Презентация на тему: » Такой непростой кокошник. Кокошник (головной убор) Виды кокошников Кокошник своими руками Русские орнаменты.» — Транскрипт:
1
Такой непростой кокошник
2
Кокошник (головной убор) Виды кокошников Кокошник своими руками Русские орнаменты
3
Кокошник (головной убор) Кокошник — высокий, расшитый праздничный головной убор женщин, покрывающий волосы. Название происходит от древнерусского слова «Кокош» — петух. Видимо форма головного убора напоминала древним русичам петушиный гребень.
4
Кокошник (головной убор) Характерная черта кокошника гребень, форма которого в разных губерниях была различной. Кокошники делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых драгоценными камнями.
5
Кокошник (головной убор) Обычай закрывать волосы замужней женщины с глубокой древности известен всем славянским народам. В русской деревне принято было считать, что женщина с непокрытой головой может принести несчастье дому: вызвать неурожай, падеж, скота, болезни людей и т. п.
6
Виды кокошников По конструкции выделялись четыре вида кокошников, каждый из которых был характерен для определенной территории.
7
Виды кокошников Однорогие кокошники могут быть трех видов: в форме равнобедренного треугольника, в виде конуса с удлиненной передней частью, в виде шапочек с высоким очельем и плоским округлым верхом.
8
Виды кокошников Кокошники в виде цилиндрической шапки с плоским дном. Они украшались золотошвейной вышивкой, бисером, жемчугом, перламутром. Надевались обычно с платком, сложенным на угол.
9
Виды кокошников Кокошники с плоским овальным верхом, выступом над лбом, лопастями над ушами. Кокошники обычно повязывались белым, украшенным золотой вышивкой платком.
10
Виды кокошников Седлообразный кокошник, представлявший собой головной убор с высоким округлым верхом в форме седла с немного поднятой передней частью. Он надевался обычно с налобником узкой полоской орнаментированной ткани
11
Народные орнаменты Орнамент — узор, состоящий из чередующихся элементов для украшения чего-либо.
12
Народные орнаменты В орнаментах воплощались древние народные символы и обряды.
13
Народные орнаменты Солнце почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. Это символ присутствовал почти на всех вышивках, полотенцах, рубахах, головных уборах.
14
Народные орнаменты Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках.
15
Народные орнаменты Другим самым распространенным героем русских вышивок была птица. Считалось, что птица приносит добро человеку.
16
Народные орнаменты Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное.
17
Народные орнаменты Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо- дерево с волшебными плодами.
18
Кокошник своими руками
22
Используемые ресурсы: 1. html шаблон презентации html htm Devichi-golovnye-ubory-venets-i-povjazka.jpghttp://900igr.net/datai/tekhnologija/Biseropletenie/ Devichi-golovnye-ubory-venets-i-povjazka.jpg 6. jpg
23
Используемые ресурсы: 9. jpg shhukina.31/0_540e0_d _XLhttp://img-fotki.yandex.ru/get/5804/vera- shhukina.31/0_540e0_d _XL 12. fotki.yandex.ru/get/18/balovannaya.6/0_c327_ b_L.jpghttp://img- fotki.yandex.ru/get/18/balovannaya.6/0_c327_ b_L.jpg 13. jpg 14. jpg 15. fotki.yandex.ru/get/5407/azarkseniya.6/0_540af_9c90250a_XLhttp://img- fotki.yandex.ru/get/5407/azarkseniya.6/0_540af_9c90250a_XL 16. png 17.
24
Используемые ресурсы: jpg pg pg /sdc13485_0. jpg 10/sdc13485_0.jpg
3. Косоворотка
Рубаха с косым воротом, разрезом посередине и поясом. Первые упоминания этой мужской одежды относят к 15 в. Косоворотки широко использовались в гражданском обиходе, а также в качестве нижнего белья для солдат. В зависимости от богатства отделки прародители современных рубашек могли быть как повседневными, так и праздничными.
Академик Лихачев считает, что разрез на косоворотке был именно сбоку, а не посередине, чтобы не выпадал нательный крестик.
Косоворотки были разных видов и могли иметь разные названия в зависимости от назначения. Так, в первые дни жатвы мужчины надевали покосицу, а перед венчанием девушки должны были неделю носить убивальницу, в которой полагалось оплакивать свою юность и готовиться ко взрослой жизни.
Традиции ношения кокошника: запреты и ренессанс
Традиционно кокошник был праздничным головным убором, разрешенным для ношения как замужним дамам (им отдавалось преимущество), так и незамужним девицам.
Этот головной убор был настолько распространен, что его носили и крестьянки, и боярышни. Отличался он лишь конструкцией и используемыми материалами – например, если простолюдинка расшивала кокошник бисером, аристократка могла позволить себе украсить его самоцветами и речным жемчугом.
Интересно! Кокошник не сразу становился праздничным головным убором. После венчания юная супруга традиционно надевала и носила его на улице каждый день (не на работу, разумеется) до тех пор, пока у пары не рождался первенец. Причем кокошник должен был быть непременно жемчужным.
Однако долгое время кокошник был «опальным»: с приходом к власти Петра I стало ясно, что ему больше нет места в государстве, которое следовало традициям Европы. Этот головной убор было строго запрещено носить знатным дамам, его могли позволить себе надеть лишь крестьянки, купчихи, мещанки и жены священнослужителей. Так кокошник попал в опалу, где и оставался до самого возведения на престол императрицы Екатерины II, которая очень интересовалась традициями русского народа. Она и вернула в моду кокошник, вывела его из забытья. Сперва она использовала в качестве маскарадного костюма, чтобы подчеркнуть свою связь с новой культурой. Но затем кокошник настолько вошел в моду, что его снова стали носить придворные дамы, и он прошел несколько новых ступеней развития:
Николай I ввел кокошник в качестве обязательного элемента придворного платья фрейлин. До самой революции 1917 года этот головной убор оставался обязательным при посещении официальных мероприятий при дворе. Кроме того, регламентировался и цвет верхнего платья придворных дам.
В середине 19 века стало модно заказывать драгоценные тиары, напоминающие кокошник. Эта традиция сохраняется и сейчас: многие тиары ювелиры создают, вдохновляясь традициями русского головного убора.
Одним из последних задокументированных фактор ношения русского кокошника стала свадьба императора Николая II. Александра Федоровна выходила замуж в тиаре, созданной по его образу и подобию.
Кстати, в 1903 году состоялся знаменитый Костюмированный бал, который прошел в Зимнем Дворце. Абсолютно все дамы избрали в качестве головного убора кокошник – это был самый яркий символ, всплеск моды на этот удивительный аксессуар, который, впрочем, и сегодня не собирается сдавать свои позиции.
Интересно! Кокошник был популярен до самой середины 20 века. Сохранились многие фотографии, где великие княжны Романовы, дочери Николая II, украшают голову простым кокошником без излишних убранств. Лишь после революции традиционный головной убор стал постепенно выходить из моды, но не вышел из нее до сих пор.
9. Вышиванка
Традиционная украинская, русская и белорусская рубашка, чья история уходит глубоко в дохристианский период и вплоть до эпохи первобытной культуры. На рубеже 19 и 20 веков вышиванка оторвалась от традиционного костюма и перешла в разряд самостоятельной единицы, которую можно носить в сочетании с европейской одеждой. Пик моды на этот вид сорочек пришелся на 20-е и 30-е годы 20 в., когда вышиванки в качестве торжественного наряда носили и обычные люди, и видные партийные деятели.
Сейчас на Украине вышиванкой принято называть не только традиционные сорочки с вышивкой, но и другие фасоны народной одежды.
14 октября 2020
Сборник (самшура, моршень)
Главное отличие в этом наряде – «сморщенная» или присобранная часть, которая и дала ему название. Сборник похож и на кику, и на кокошник одновременно. Пришел он из северных губерний, но распространен в XIX веке был в Центральной России и в Сибири. Расшивалась такая шапочка очень богато – золотом, камнями, жемчугом. Более простые варианты могли быть и повседневными.
В древне-русском языке слово «кокошь» означало курицу. Поэтому название самого известного русского головного убора навеяно, вероятно, формой куриного хвостика. Хотя, как раз форма кокошника могла очень сильно варьироваться – от высокого и вытянутого Костромской губернии до широкого полукруглого Владимирской. Существовали также и кокошники в виде цилиндрической шапки или двухребенчатые, их носили с платками.
Существовала очень оригинальная разновидность кокошника с жемчужными шишечками. Она была распространена в Псковской губернии. Эти своеобразные украшения символизировали плодородие. Была даже поговорка: «Сколько шишек, столько детишек». В изготовлении таких нарядов прославились мастерицы Торопецкого уезда, поэтому такие шишаки даже называли торопецкими кокошниками.
Кокошник стал своеобразным символом России. Петр I, пытавшийся перестроить традиционный российский уклад на новый лад, даже издал специальный указ, запрещавший носить боярышням этот вид одежды. Реабилитировала его только Екатерина II, воскресившая моду a la russe. Но долгое время он был скорее принадлежностью маскарадных костюмов. На волне патриотизма в войну 1812 года кокошник возвращается в гардероб великосветских дам, а в 1834 году по указу Николая I даже становится частью придворного платья.
Известный историк моды Александр Васильев считает, что после революции, мода, распространенная русскими эмигрантами, познакомила мир с этим элементом нашей национальной одежды: «в 1919-29 годах (кокошник) входил в арсенал модниц всего мира». С тех пор этот женский головной убор частенько становится элементом нарядов на модных показах. Можно говорить о том, что он оказал влияние на мировую моду.
Грандиозный бал-маскарад в доме Романовых в русском стиле 1903 года оставил след в нашей культурной традиции и память, которая прошла через столетие. Смотрите раритетные цветные снимки с этого уникального праздника .
Читайте далее:
Кокошник для куклы своими руками: как сделать кокошник для снегурочки, идеи и выкройки
Кокошник крючком: схема, описание вязания кокошника для девочки крючком
Что такое кокошник? значение головного убора в старину и в современности. подробно о деталях и мистических особенностях.
Кокошник снегурочки своими руками: идеи и пошаговая инструкция
Происхождение и функции чувашского народного костюма, описание
Что за модель бюстгальтера — планж? какие функции выполняет? кому можно носить, кому — нельзя? особенности и виды.
Как называется китайская шляпа: правильное название, перевод, описание
Как называется шапка у евреев на голове: происхождение, виды, как носили раньше и носят в наше время
Ластовица на трусах — что это такое? какие функции выполняет? на каких трусиках есть ластовица?
Как называется шляпа выпускника университета и не только? разновидности и значения шапочек. интересные факты и традиции.
Как называется кепка без верха: определение, особенности, назначение
Вьетнамская шляпа: как называется, история возникновения, как носят в наше время
Как называется кепка с прямым козырьком: точное название и варианты
Как называется шарф-шапка: возможные варианты фасонов и их названий
Конные воины
Сарматы считаются новаторами в технике конного боя. Это обеспечили им два вида оружия – длинное тяжелое копье и длинный меч. До сарматов, конница степных кочевников в основном была легковооруженной – большие массы конных лучников обеспечивали превосходство над всеми армиями оседлых государств. Тяжеловооруженная конница, с короткими мечами – акинаками и щитами, была немногочисленна и в битвах ей отводилась роль последнего резерва.
Сарматы первыми среди кочевников начинают применять длинные, до 130 см, мечи. Позднее к мечу добавилось тяжелое копье – contus sarmaticus. Его длина составляла 3 и более метров и держать его приходилось уже двумя руками. Для щита при таком вооружении не оставалось рук, и единственной защитой сарматского всадника оставался чешуйчатый панцирь.
Пробивная мощь всадника с таким копьем была чрезвычайно велика. При первом ударе конник мог «нанизать» на копье несколько человек, после чего отбрасывал его и брался за меч. Вероятнее всего, сарматы заимствовали этот тип кавалерии у парфян, а позднее такие всадники стали элитой византийской армии – катафрактариями.
Сарматизм
В XV – XVII веках, в эпоху, когда складывались современные нации, интерес к сочинениям древнегреческих и древнеримских писателей сильно вырос. В их произведениях политологи раннего Нового времени стали искать истоки своих государств и наций. И если для большинства западноевропейских стран общим государством-предком была Римская империя, а для немцев – победоносные древнегерманские племена, то в сарматах стали искать своих предков поляки.
В Польше это привело к созданию целой идеологии сарматизма — своего рода генетичского мифа. Шляхтичи считали себя потомками сарматов, грозы западного мира и культурных соседей дикого востока, а также были уверены, что гербы польской знати были скопированы с сарматских тамг (родовых знаков).
Это породило шляхетские вольности, республиканизм, восточная любовь к роскоши, заимствование культуры барокко и господство католицизма, переросшее в идею о мессианстве Речи Посполитой. С самим племенем сарматов идеология была связана только древним именем, однако она очень способствовала его распространению.
Кукольный кокошник из пластика
На таком игрушечном уборе маленького размера хорошо оттачивать навыки создания кокошников. Куклы в народном стиле пригодятся для игр, конкурсов, оформления тематических уголков и зон перед мероприятиями.
Чтобы сделать кокошник для народного костюма своими руками, понадобятся:
- кусочек пластика (его можно вырезать из окошка игрушечной упаковки или бесцветной бутылки);
- кусочек ткани (нужно выбрать ту, которая выдерживает глажку при высокой температуре);
- клей ПВА и клей-пистолет;
- глиттер;
- украшения;
- тесьму или ленту;
- ножницы, простой карандаш, утюг.
Делается кукольный кокошник так:
- из пластика вырезать заготовку по размеру кукольной головы;
- положить на нее сверху ткань и прогладить утюгом; ткань должна приклеиться, но не расплавиться;
- обрезать края материи;
- к нижним концам заготовки приклеить горячим клеем тесьму для фиксации на голове;
- на верхний край заготовки нанести клей и осыпать блестками;
- с лицевой стороны украсить кокошник по желанию стразами, бусинами, тесьмой.
Рогатая и копытообразная кики
Само слово «кика» на старославянском значит «волосы», а головной убор такой формы носился ещё в дохристианской, языческой Руси, когда символом плодородия считались рога. Поэтому рогатую кику могла носить только «мужатая баба», родившая хотя бы одного ребёнка. Такой убор мог быть довольно массивным и высоким — до 20–30 см в высоту, и чтобы его достойно держать на голове, женщина держала ровной шею и чуть задирала подбородок. Отсюда и пошло слово «кичиться». Кстати, в церковь как раз-таки из-за проязыческих корней ходить в кике запрещалось.
У традиционной рогатой кики со временем появились и аналоги — в виде подковы, лопатки и валика. Надевался такой кокошник следующим образом: поверх основной шапочки-волосника закреплялось твердое очелье (то, что закрывало лоб), а затем обтягивалось красивой расшитой материей, а также шнуром и лентами вокруг самой головы. Подкова защищала женщину от дурного глаза и чаще всего её носили по праздникам. Кики в виде подков и копытца можно было встретить в воронежских деревнях вплоть до середины XX века.
Кокошник-ободок по бумажному трафарету: инструкция создания со схемой
Из обыкновенного широкого ободка легко сделать невероятный шедевр в виде кокошника. Его можно носить не только с национальными костюмами, но и, в зависимости от расцветки, надевать ежедневно к подходящему наряду.
Трафарет кокошника своими руками из бумаги
Чтобы создать обруч на голову в народном стиле, понадобится обыкновенный чертёж в форме короны. Нарисовать его можно самостоятельно. Для этого уже готовый широкий ободок очерчивается на листе бумаги. К основной его ширине и высоте прибавляется запас. Это нужно для того, чтобы вырезать ткань нужного размера.
Предположительно окантовка получится таким образомФОТО: multiurok.ru
Отличаться может лишь высота и ширина основания. Также готовый шаблон для вырезания кокошника можно распечатать на принтере.
Пошаговая инструкция по пошиву
Когда вы ознакомились с рекомендациями, как нарисовать самодельный кокошник, можно приступать к пошиву. Для этого стоит изучить следующий алгоритм.
- Берём обычный гладкий ободок без украшений. Аккуратно разворачиваем, чтобы не сломать, обводим со всех сторон на белом листе бумаги. Оставляем со всех сторон запасы.
- Складываем приготовленный шаблон пополам. Таким же образом свёртываем ткань и обводим на ней заготовку.
- Вырезаем текстильную заготовку, не разворачивая ткань. Должен получиться симметричный шаблон.
- Делаем точно такую же деталь из этой же материи. Складываем их лицевой стороной друг к другу и прикалываем булавками.
- Сшиваем только верхний край. Дополнительно прошиваем верхний уголок, чтобы детали хорошо держались при наполнении.
- С нижнего края делаем строчку только по краям. Через верхнюю часть вводим наполнитель (синтепон), затем вставляем обруч и прошиваем.
При необходимости, можно украсить изделие бусинками.
В результате, должен получиться такой же кокошник, как на фотоФОТО: pinterest.es
Триумфальное возвращение кокошника в гардероб императриц
Кокошник, запрещенный для высших слоев общества при Петре I, был возвращен в женский придворный костюм Екатериной II, возобновившей моду «а-ля русс».
Екатерина II
Будучи немкой, Екатерина Великая ценила и уважала все русское, что и стало основным критерием ее государственной политики в годы ее правления. Основное правило — «нравиться народу» — выработалось еще в молодые годы, когда она еще была княгиней. Первоочередной своей целью она ставила изучить русский язык и проникнуться православной верой и ее обрядами. Подчеркивая этим самым свою связь с новой страной, ставшей ей второй родиной, все эти уроки усвоила прилежно и на всю жизнь.
На этом полотне неизвестного художника изображена Екатерина в русском карнавальном наряде: в богатом кокошнике, сарафане и рубахе с пышными рукавами. Дополнением к образу царицы служат украшения с большими бриллиантами, поражающими своей массивностью.
Александра Павловна — великая княжна, внучка Екатерины Великой. Неизвестный художник.
Внучка Екатерины — Александра Павловна, живя в эпоху романтизма, уже наряжалась в русский костюм не как в карнавальный, а как в нечто исторически ценное. А на ее голове видим «венец», расшитый жемчужной нитью, который был популяризирован в северных губерниях России.
В синем сарафане
Отечественная война 1812 года с армией Наполеона подняла в обществе огромную волну русского патриотизма, возвратила интерес ко всему исконно русскому в моде. И снова
в высшее общество вернулось некое подобие народных русских кокошников. В те же годы в моду вошли русские сарафаны с талией в стиле ампир красного и синего цветов. Так же при дворе одевались и царственные особы.
Жена императора Николая I- Александра Федоровна изображена в кокошнике, преобразившимся в помпезную конструкцию с огромными драгоценными камнями.
В 1834 году Николаем I был издан указ о вводе для представительниц прекрасного пола новых придворных платьев в стиле «а-ля бояр», дополненных кокошниками.
Супруга императора Александра III — Мария Федоровна, изображенная в наряде отделанном мехом горностая, и бриллиантовом кокошнике. К слову, мода на такие кокошники-тиары, с расходящимися лучами, распространилась по миру как раз из России и имели название: «the Kokoshnik Tiara».
Во второй половине 19 столетия в России снова прошел подъем русского стиля, вызвавший интерес к старине и русскому костюму. Знаковым событием стал Костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце, когда приглашенные дамы должны были нарядиться по моде 17 века в стиле «русские кокошники».
Мария Федоровна в кокошнике. Константин Маковский.
Этот головной убор в сочетании с придворным декольтированным платьем оставался в гардеробе дам высшего света до падения самодерживия в 1917 году.
К. Е. Маковский (1839-1915). Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме 1900г.
Маковский К.Е. Княгиня под венец.
В. Васнецов. Портрет В. С. Мамонтовой в однорогом кокошнике.
Как называется задняя часть кокошника?
Кокошник – старинный женский головной убор. Как называлась его задняя часть?
4. Задание по русскому медвежонку))
Кокошник стали женские главную бор как называлась его задняя часть
Коко́шник (от древнерусского слово ко́кошь — «курица») — это старинный русский головной убор в виде гребня (опахала, полумесяца или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма. В разных регионах Руси кокошник называли: кокошка, кокуй, златоглав, головка, наклонник, наклонка, шеломок, ряска.
Форма кокошников в разных регионах довольна, разнообразна, как правило, она была обусловлена особенностями традиции укладывания волос, собранных в жгут или две косы: вокруг головы, надо лбом, на затылке, а висках и т.д. Дополнениями и украшениями служили разного рода лопасти, обнизи, подзатыльники и другие детали, значительно отличающиеся в разных регионах России, однако все они крепились на твердую основу-кокошник.
По своей конструкции выделяют четыре вида кокошников:
- однорогий кокошник,
- кокошник в виде цилиндрической шапки с плоским верхом,
- кокошник с плоским овальным верхом,
- двугребенчатый, или седлообразный кокошник
Кокошник в виде цилиндрической шапки с плоским верхом имел небольшие лопасти, прикрывавшие уши, позатыльник — полосуткани на твердой основе, пришитую сзади, и поднизь — жемчужную или бисерную сетку, спускавшуюся на лоб до бровей или слегка приподнимавшуюся над ним. Платок закалывался под подбородком или, перекрещиваясь под ним, завязывался сзади на шее.
=> Таким образом, из описания одного из вида кокошников приходим к выводу, что задняя часть кокошника называется подзатыльник.
Кокошник иногда называют «забытой короной русских красавиц». Это действительно так: он давно стал национальным символом России, как кимоно у японских барышень, как задорные яркие венки у украинских девушек.
Кокошник прошел очень долгую историю становления и развития. Сегодня это самый популярный национальный аксессуар в мире. Например, не так давно выходила замуж британская принцесса Евгения Йоркская, ставшая миссис Бруксбэнк. На свадьбе все гости были покорены не только нежностью и красотой, обаянием английской принцессы, но и ее утонченным образом, ее роскошной тиарой, которая, как высказались многие модельеры (и не только они), поразительным образом напоминала стильный русский кокошник…
Словом, это украшение слишком изящно, слишком аутентично и интересно, чтобы не уделить ему достаточно внимания. Пора исправить досадное недоразумение и рассказать о кокошнике все, что мы только знаем!
Кокошник за полчаса для детсада
Если нужно срочно сделать украшения всей прекрасной половине детсадовской группы, даже простые варианты с тканями и шитьем не подойдут. Нужен народный кокошник, своими руками склеить который сможет любая мама или воспитательница за полчаса.
В работе потребуются:
- картон;
- самоклеящаяся бумага разных цветов;
- скотч;
- широкая резинка;
- по желанию – атласная узкая лента или полоски бумаги.
Чтобы смастерить кокошник, следует:
- распечатать или нарисовать шаблон;
- вырезать по нему заготовку кокошника на цветном картоне;
- вырезать лепестки, цветочки, кружочки и капельки из самоклеящейся бумаги – мотивы народных орнаментов;
- приклеить их на заготовку;
- заламинировать скотчем;
- пришить или приклеить на двусторонний скотч резинку;
- дополнительно можно по бокам украсить кокошник лентами или бумажными полосками.
Вне политики
В XX веке вместе со сменой укладов, революцией, Гражданской войной, постоянным перемещением народных масс в поисках лучшей доли, репрессиями, индустриальными стройками, урбанизацией, идеологической подоплекой строительства нового быта происходит отторжение пережитков прошлого. Утрачиваются и оригинальные названия русских головных уборов: коруны, венца, кокошника, борушки, сороки, моршени, кики, кички, шеломка. По сути, разные традиционные русские головные уборы объединяются одним собирательным термином – кокошник (на Западе – the Kokoshnik).
Несмотря на политическую блокаду последнего столетия, русские мотивы народной одежды время от времени овладевали европейскими подмостками.
«A la Russ» – стиль, открытый известными модельерами еще в XX веке, – по сей день остается любимым для многих домов мод. В 1976 году Ив Сен Лоран представил миру свою коллекцию «Opera-Ballets russes», объединив в ней крестьянские костюмы и придворную роскошь.
John Galliano, 2009
После показа многие модельеры обратили внимание на русский стиль и начали использовать понравившиеся элементы в своих работах. В 1980-х модный дом Christian Dior создает зимнюю коллекцию в русском стиле
Джон Гальяно подхватил эстафету в 2009 году.
Интерес к русскому костюму просыпался не только у русских, но и у европейцев в моменты русских побед, например в войне 1812 года, на волне экономического подъема 1903–1913 годов (царские костюмированные балы), а также насаждался сверху при необходимости консолидации для решения новых задач (времена Екатерины II, Николая I).
Анализ культурного опыта наших соседей подтверждает сказанное. Интерес к немецкому костюму, появление секций национального костюма Tracht, Dirndl в крупных сетевых магазинах произошло на патриотическом подъеме воссоединения двух Германий.
Интересен также опыт украинской вышиванки. Не стоит отрицать, что она сыграла не последнюю роль в сплочении украинцев после «оранжевой революции». На волне общего подъема той части населения Украины, которая поддержала эту революцию, стало популярным всё, что касалось национальных традиций, в частности одежды. Это ещё раз подтверждает великую силу народной одежды даже в далекой от нее политической сфере.
Анна Наволоцкая
Осенний кокошник из картона
На любом празднике в школе или в детском саду оригинальным и довольно выигрышным головным убором будет кокошник. Его можно изготовить различными способами. Наиболее бюджетным считается вариант из картона.
Шаблон кокошника своими руками из картона с размерами
Чтобы сделать заготовку, потребуется прочный картон и цветная бумага. Некоторые шаблоны подразумевают вырезание узоров и покрытие их обыкновенным женским лаком или серебристой краской. Такая идея тоже имеет большой успех.
Для танцевальных постановок стараются использовать лёгкие ободкиФОТО: 100-bal.ru
Изготовление может быть из накрахмаленной вырезанной салфетки. Однако такую работу может сделать только художникФОТО: culture.ru
Узоры на кокошнике могут быть нарисованы с помощью гуаши или яркой акварельной краски. Обычно варианты, разукрашенные вручную, ничем не декорируются. Выкройку кокошника в натуральную величину можно распечатать, без труда отыскав в свободном доступе.
Отлично смотрятся русские головные уборы на собранных волосахФОТО: paidagogos.com
Шаблон кокошника из бумаги можно распечатать или нарисовать собственноручно. При этом, можно создавать индивидуальные узоры, вензеля и росписи.
Как сделать картонный кокошник своими руками пошагово
Картонные головные уборы тоже смотрятся очень эффектно
Они, по сути, являются одноразовыми, тем не менее, заслуженно привлекают к себе внимание. Рассмотрим, как сделать русские народные кокошники своими руками по инструкции
- Готовим шаблон, делаем его по размерам головы будущего актёра. Чтобы не мучиться с покраской, выбирают цветной картон (красный или золотистый).
- Далее выполняют орнамент и фигурные линии, их раскрашивают стойкими красками или яркими маркерами. Допускается вырезать соответствующие детальки из новой цветной бумаги.
- К внутренней поверхности приклеиваем к обеим сторонам широкую резинку. Также её можно продеть в выполненные заранее отверстия (но это менее надёжный вариант).
- При необходимости декорируем головной убор с помощью стразов и клеевого пистолета. Кайму можно сделать из рюшей или цветной бумаги.
Такой вариант головного убора будет идеальным для школьных мероприятий с постановкой народного танца в соответствующих костюмах.