Как измерить силу тока мультиметром: учимся измерять ток по инструкции
Содержание:
- Типовые измерения бытовым мультиметром
- Как измерить напряжение
- Правила безопасности использования мультиметра
- Что такое мультиметр и для чего он нужен
- Измерение напряжения
- Как работать с мультиметром?
- Прозвонка кабеля мультиметром
- Фазы автомобиля
- Как проверить АКБ
- Меры безопасности
- Основные причины неисправности диода
- Как проверить, не выпаивая диод
Типовые измерения бытовым мультиметром
Измерение постоянного тока
Измерение постоянного тока безопасной величины. Например — проверка автомобильного аккумулятора. Установка режима: измерение постоянного напряжения. Предел измерения — 20 вольт (ближайший диапазон). Измерительные кабели включаются в соответствии с инструкцией.
Как проверить батарейки или аккумуляторы
Аналогичным способом проверяем пальчиковые батарейки или аккумуляторы. Предел измерения в нашем случае те же 20 вольт постоянного напряжения. Предполагаемое значение 1.4 вольта. Прижимаем контакты к аккумулятору (соблюдая полярность), снимаем показания.
Измерение опасного напряжения
Измерение опасного напряжения: например, в розеточной сети. Для начала проверяем измерительные кабели. Изолирующие рукояти должны быть целыми, провода надежно удерживаться. На измерительном кабеле отформованы ограничительные кольца, чтобы пальцы не соскользнули в опасную зону во время прижимания к измеряемым контактам.
Выставляем режим измерения переменного тока, предел измерения — 500 (или 750) вольт (измеряемое напряжение 220 вольт). Надежно фиксируем кабели в приборе, подключаемся к розетке, манипулируя одной рукой.
Чтобы измерить напряжение в сети, достаточно нескольких секунд. Не следует надолго оставлять подключенный к розетке прибор.
Прозвонка цепи
Разобравшись, как пользоваться тестером напряжения, переходим к самой простой операции: прозвонка цепи.
Производится при наличии такого режима на приборе.
Перед началом прозвонки, соединяем щупы между собой и проверяем работоспособность прибора (устойчивый звуковой сигнал). Если концы проверяемой проводки разнесены далеко друг от друга, воспользуйтесь удлинителем.
Проверка радиокомпонентов
Разумеется, детали следует проверять после извлечения их из монтажной платы. В крайнем случае, достаточно отсоединить один контакт.
Проверка диода или резистора. Выставляем соответствующий режим на переключателе. Если вы не знаете приблизительный номинал, начинаем измерения с большего предела. Переключая диапазон измерений, вы рано или поздно найдете нужный номинал.
Светодиоды проверяются в режиме прозвонки. Даже если вы увидите, что диод исправно проводит ток в одну сторону (в режиме проверки обычных диодов), но при этом не светится, измерения не имеют значения.
В режиме прозвонки, силы тока будет достаточно для зажигания кристалла. Перепутав полярность, вы не испортите деталь. Просто диод не засветится.
Но это не означает, что вы можете путать режимы, и подключаться к высокому напряжению с установленным низким порогом измерения.
Как проверить заземление
Измерение заземления также можно произвести с помощью бытового тестера.
- Прежде всего убедимся, что у вас в доме выполнена разводка «земли». Для этого открываем корпус любой розетки, и проводим визуальный осмотр. Если на «земляной» контакт ничего не заведено, или есть перемычка (это опасно!) между нулевым и «земляным» выводом, собственно и проверять нечего. При наличии на контакте «земли»: типового желто—зеленого провода, вы можете проверить, подключено «естественное заземление», либо у вас объединены нулевая и земляная шины.
- Определяем фазу. Для этого существует индикаторная отвертка.
- Затем, предварительно проверив провода, и выставив правильный режим, замеряем напряжение между фазой и нулевым контактом. Записываем результат и проводим измерение между фазой и проверяемым заземлением.
- Если результат п.3 одинаковый — значит у вас фальшивая «земля», провод объединен с нулевой шиной. Это крайне опасно, лучше вообще отсоединить такой провод и закрыть изолирующим колпачком.
- Если результат п.3 отличается на несколько вольт — проверьте несколько раз с минимально возможным интервалом измерения. При устойчивом отличии значения вы можете быть уверены в безопасности вашей электросети. У вас естественное заземление.
Как проверить заземление без индикаторной отвертки
Для этого необходимо с помощью тестера проверить напряжение между всеми парами контактов. Разумеется, в этом есть смысл при наличии подключенного провода к заземляющему контакту розетки.
Напряжение, близкое к значению 220 вольт будет только между парами: фаза-ноль, и фаза-«земля». Понятное дело, что фаза не может быть заведена на заземляющие контакты розетки, стало быть, она в одном из рабочих отверстий.
Как пользоваться тестером для проверки естественного заземления (при известном фазном контакте), вы уже знаете.
Как измерить напряжение
Разобравшись, какое, где бывает движение тока, можно начинать непосредственный процесс измерения:
- напряжения в розетке;
- аккумуляторах, батареях.
Разберем последовательность действий для каждого из них.
Измерение напряжения в розетке
Взяв мультиметр, подключив в него провода согласно приведенной выше технологии, остается только сделать несколько простых шагов:
- выставить его значение на пункт «Переменное напряжение». Значок буквы «V», над которой находится небольшая синусоида. Или в некоторых случая — «ACV»;
- узнать ориентировочную силу тока своей розетки (в большинстве случаев, если проверить напряжение, оно будет 220 Вольт в стандартной сети);
- установить приблизительный диапазон, отталкиваясь от прошлого значения. Желательно не делать больших разбегов, иначе есть вероятность получить неверный итог. Ориентир — 700-750В.
- подсоединить вторые окончания клемм к розетке, нащупать ими провод внутри. У переменного тока нет разницы в расположении полюсов (плюс/минус), поэтому об этом можно не думать и ставить их к любому отверстию.
Таким образом получится замерить напряжение мультиметром в розетке и получить правильный ответ, высветившийся на дисплее устройства.
Инструкция для измерения постоянного напряжения в аккумуляторе или батарее
Чтобы проверить вольтаж мультиметром, для постоянного тока аккумуляторов, схема будет немного схожа с переменным:
- выбрать устройство, которое нужно продиагностировать на наличие напряжения;
- на приборе выбрать значок, отвечающий за постоянный ток;
- все батарейки имеют свои пределы значений, их данные расположены на корпусе. Внимательно изучить информацию;
- выставить на мультиметре требующиеся пределы;
- подключить штекеры к измерительному прибору (как было указано ранее);
- вторые концы проводов подсоединяются к клеммам аккумулятора: черный щуп к минусу, красный – плюсу источника, который в данный момент нужно померить;
- держать в установленном положении провод и батарейку до тех пор, пока цифры на экране не перестанут возрастать;
- после этого, на мониторе мультиметра, появится последнее наивысшее значение, оно и будет правильным, указывающим на соответствующий запас энергии.
Правила безопасности использования мультиметра
При работе с электрическими приборами следует придерживаться инструкции техники безопасности:
- Правильно отключать и включать электрические цепы. Внимательно следить за положением автоматического выключателя.
- При работе с устройствами под напряжением следует применять защитные средства. Инструмент должен быть изолированным, а руки защищены прорезиненными перчатками. Рекомендуется использовать изолирующий коврик под ногами. Одежда не должна быть легко воспламеняющейся.
- Измеряя мультиметром приборы под напряжением изначально подключить заземляющий зажим, а после электропровод. При отсоединении вначале убирается провод под напряжением, а уж после стержень заземления.
- Электрический прибор, который подвергается проверке, не следует держать в руках. Любое устройство под напряжением должно находиться на безлопастном расстоянии от человека.
- Нельзя использовать мокрый мультиметр или пользоваться измерительным устройством во влажной среде.
- В процессе измерения запрещается изменять положение переключателя в мультиметре. Предел вычисляемых величин должен регулироваться только, когда отключены щупы.
- Перед работой с электроизмерительным прибором следует проверить исправность тестирующих проводов. Исключается осуществлять проверку напряжения с параметрами выше верхней границы измерения прибора.
При подборе мультиметра нужно четко изучить все технические параметры прибора, которые обозначаются в прилагаемых к нему документах
Соблюдая все меры предосторожности, и имея представление о принципах работы с измерительным устройством можно измерять напряжение в электрических розетках при каждом подключении новой электротехники
Что такое мультиметр и для чего он нужен
Прежде чем изучить правила пользования прибором, давайте разберемся, для чего он предназначен. Мультиметр — это измерительный тестер, комбинирующий сразу несколько функций. С его помощью вы сможете измерить:
- силу переменного тока;
- сопротивление цепи;
- температуру;
- индуктивность;
- емкость;
- частоту.
Принцип работы мультиметра прост, и воспользоваться его ресурсами может даже новичок. Самый простой тестер, который встречается в продаже, — цифровой. Значения сразу отображаются на дисплее в виде цифр. Старые аналоговые мультиметры оснащены стрелочной шкалой и почти не используются. Подобные приборы не столь точны, а их шкала имеет высокую долю ошибки.
Простая работа с мультиметром обусловлена его конструкцией, которая практически не отличается в зависимости от производителя. На лицевой панели расположен дисплей, ниже — механический переключатель и разъемы для щупов. Если рассматривать более навороченные модели, тогда вы найдете там кнопки для записи показателей или включения подсветки.
Измерение напряжения
Обычно в таком случае стоит задача как измерить напряжение в розетке или просто проверить его наличие. Первым делам подготавливается сам тестер – черный провод вставляется в клемму в маркировкой COM – это минус или «земля». Красный вставляется в клемму, в обозначении которой есть буква «V»: зачастую она написана рядом с другими символами и выглядит это примерно так ֪– VΩmA. Возле колеса выбора режимов мультиметра показаны граничные значения – 750 и 200 Вольт (В разделе с маркировкой ACV). При измерении напряжения в розетке напряжение должно около 220 Вольт, поэтому переключатель ставится на деление 750.
Если в этом случае выставить предел измерения в 200 Вольт, то есть вероятность испортить прибор.
На экране устройства появятся нули – прибор готов к работе. Теперь надо вставить щупы в розетку и узнать какое в ней сейчас напряжение и есть ли оно вообще. Так как надо измерить напряжение в сети переменного тока, то нет никакой разницы каким щупом касаться фазы, а каким нуля – результат на экране будет неизменным – 220 (+/-) Вольт, если напряжение в розетке есть или ноль, если его там нет. Во втором случае надо быть осторожным – если в розетке нет ноля, то устройство просто покажет, что розетка нерабочая, поэтому чтобы не получить удар током, дополнительно не помешает проверить контакты пробником напряжения.
Точно так же проводится измерение постоянного напряжения – с той только разницей, что щупом с черным проводом надо касаться минуса, а красным – плюса (если они правильно подключены к клеммам прибора). Колесо выбора режимов, разумеется, надо перевести в область DCV.
Здесь есть такая же приятная особенность, как и при измерении переменного напряжения: на самом деле определяя напряжение можно черным щупом касаться как минуса, так и плюса – просто если перепутать полярность, то на экране устройства будет отображаться правильный результат, но со знаком минуса.
Это все особенности, которые надо знать перед тем как измерить напряжение мультиметром – в каком-либо устройстве или розетке.
Как работать с мультиметром?
Перед тем как измерить напряжение в розетке мультиметром давайте разберемся как работает данный прибор. А также разберемся с величинами, которые он способен измерять.
Аналоговый мультиметр
Мультиметры могут быть аналоговыми или цифровыми. Ответ на вопрос какой из них лучше очевиден – цифровой прибор. Ведь цифровые мультиметры всегда указывают точное значение измеряемой величины, лояльно воспринимают неправильное подключение щупов, да и не так требовательны к условиям эксплуатации. В то же время в пользу аналоговым приборов есть только один аргумент – цена.
Цифровой мультиметр
Именно поэтому в нашей статье мы рассмотрим цифровой мультиметр. И начнем наш обзор с щупов мультиметра. Для их подключения обычный прибор имеет два или три гнезда.
Итак:
Черный щуп должен подключаться к гнезду «СОМ», который является минусовым или заземлением. Это зависит от измеряемой величины.
Подключение щупов мультиметра
Красный щуп подключается к одному из двух оставшихся гнезд. Аббревиатура «VΩmA» обозначает, что данное гнездо предназначено для измерения напряжения, сопротивления и силы тока, но только при небольших его значениях. Для измерения силы тока в 1А и более следует использовать гнездо 10АDC, которое обладает более мощной контактной частью.
Обозначение величин, измеряемых мультиметром
Теперь давайте поговорим о величинах, которые может измерять обычный цифровой мультиметр. У разных производителей обозначение некоторых величин может отличаться, поэтому мы приведем все возможные варианты.
Итак:
- Для измерения постоянного напряжения следует использовать предел, обозначенный DCV. В данном пределе обычно имеется несколько положений для измерений напряжения от 200mV до 1кV. Для измерения переменного напряжения следует использовать предел с обозначением ACV. Он обычно так же имеет несколько положений для измерений от 100В до 1000В.
- Для измерения токов предназначен предел DCA. Он так же имеет несколько положений нескольких сотен микроампер, до нескольких сотен миллиампер. Кроме того, обычно имеется положение для измерения силы тока в до 10А. Но для подключения устройства в данное положение инструкция советует переставить красный щуп в соответствующее гнездо. Это необходимо для того, что ток в 10А достаточно большой и слабенькие контакты гнезда «VΩmA» просто перегорят от него.
- Для измерения сопротивления цепи у нас имеется предел «Ω». Он имеет несколько положений для измерений величин от 200Ом до 2МОм.
Кроме этих основных величин многие устройства имеют дополнительные пределы для измерения коэффициента усиления транзистора по току, прозвонки на короткое замыкание, измерения параметров диодов и некоторые другие. Данные пределы уже более узконаправленные и более детально мы их рассматривать не будем.
Альтернативные обозначения на мультиметре
Прозвонка кабеля мультиметром
Как же нам прозвонить кабель мультиметром на разрыв? Если Вы не монтажник и далеки от электричества, то возможно стоит обратиться к тому, кто более близок. А если же Вы отважный искатель электрических приключений, то возможно Вам помогут мои советы по работе с режимом прозвонки на мультиметре.
Если начало и конец кабеля у нас в руках, или же концы мультиметра достают до начала и конца кабеля, то ситуация простая. Например, у нас трехжильный кабель, но может быть и пяти и более жильный. Выставляем сектор “прозвонка”, подключив концы на измерение сопротивления. Одним концом касаемся или сажаемся с помощью крокодила на один любой провод кабеля. Вторым концом поочередно тыкаем в жилы с другого конца кабеля. Та жила, при прикосновении к которой на экране появится значение ”0” или зазвенит прибор, и будет искомой. Лучше сразу начало и конец жилы промаркировать. Тут всё просто.
Ситуация намбер ту. У нас один конец кабеля в одном месте, а второй конец кабеля где-нибудь за тридцать километров. Вообще, прозванивать кабель полезно и жизненно необходимо. Так как бывает, что маркировка и адрес не соответствуют реальности из-за ошибок при прокладке. Подключишь такой кабель к сети, а напряжение придет не туда, куда надо. Или будешь испытывать АИДом, поставишь на другом конце кабеля человека, подашь 50кВ, а в это время на реальном конце этого кабеля будет сидеть монтажник и разделывать его. Всегда лучше перестраховаться. В общем, тут два варианта.
Вариант первый, когда рядом с обеими концами кабеля есть контур заземления. С одной стороны кабеля соединяем жилу с землей, это может делать ваш коллега. На другом конце кабеля один конец мультиметра сажаем крокодилом, чтобы не держать, на землю (провод заземления), а вторым тыкаем по каждой жиле. Та, которая зазвенит, и будет соответствовать той, которую соединили на другом конце кабеля с землей. Жилу с обеих сторон промаркировываем и аналогично расправляемся с оставшимися жилами. Естественно, прозванивать надо кабели, которые обесточены (на которых нет напряжения) и разведены (жилы не соединены между собой).
Сложнее будет прозванивать, если контура заземления нет, или он еще не приварен, не готов. Соединяем две жилы между собой с одной стороны. С другой стороны звоним жилы между собой, две должны звониться. Нашли те, что звонятся, следовательно третья, которая не звонится и есть искомая. Маркируем с обеих сторон. Также и с остальными. Но тут лучше проверять все три жилы, так как если проверять только одну, может оказаться, что она оборванная, есть разрыв. А так, мы проверяем попарно, что они целые.
Вот такие пару способов проверять провода, кабели на обрыв. Делать это можно как мультиметром, так и прозвонкой, которую можно соорудить самому.
Еще на заметку, не стоит думать, что если в кабеле три жилы и например все три разных цветов на входе, то и на выходе они будут тех же трех цветов.
Был случай, когда на входе розовый красный и синий провода, и на выходе аналогично. А при прозвонке по цветам не звонятся, хотя от автомата до токоприемника метров пять-десять через пол. Дело в том, что по пути может оказаться, что кабель состоит из нескольких частей, которые соединены через клеммник или муфту и порядок жил попутан из-за этого транзитного соединения. Поэтому всегда надо прозванивать, а не верить цветам.
Фазы автомобиля
Электрические сети помогают многим объектам. Автомобиль считается относительно простым устройством. Основу снабжения составляют аккумулятор 12 вольт (реально – 14,5 В), генератор, уровень выходного напряжения которого регулируется сообразно вариациям оборотов. Напряжение после выпрямления пригодно подпитывать аккумулятор бортовой сети. Активация вала генератора ведется аккумулятором через специальное регулирующее устройство.
Трехфазная схема Ларионова
Выпрямляемые диодным мостом схемы Ларионова фазы питают авто. Популярная сегодня методика. Диодов присутствует шесть штук. Фазы сливаются механическим объединением после выпрямления единой магистралью. Обеспечивает максимальную мощность. Чувствительные компоненты авто (бортовой компьютер), дополнительно выпрямляют нестабильный ток. Чтобы продлить срок службы устройства.
Далее напряжение идет потребителям. Дворники, система индикации, освещение, зажигание. Бортовой компьютер может выдать закодированное сообщение: пора проверить датчик фаз. Элемент, работа которого использует эффект Холла, определяет положение распределительного вала двигателя. Подобными оснащают стиральные машины, оценивая скорость вращения. Авто определяет угловое положение вала. Датчик выдает импульсы, оценивая параметры которых компьютер получит нужную информацию.
Сенсорами авто напичкан. На две клеммы подается питание, третья формирует сигнал. Для проверки посмотрим схему: местонахождение узлов. Затем вплотную займемся прозвонкой. Имитируя условия формирования импульсов, пользуйтесь постоянным магнитом.
Вопрос, как определить фазу и ноль мультиметром на авто, отпадает. Опорой служит корпус автомобиля – масса. Понятное дело, генератор работает только при запущенном двигателе. Внутри квартиры ищем фазу и нуль, здесь масса задана априори. Можно вызванивать пробитую изоляцию (например, диодов выпрямительного моста). На авто проще простого измерить три фазы мультиметром. Действующее значение косвенно сказали. Порядка 20 вольт (учитывая потери неидеального моста).
Как проверить АКБ
Изучая, как померить емкость аккумулятора мультиметром, необходимо рассмотреть процедуру для батареи транспортного средства. Полноценная проверка автономного источника питания позволит избежать неполадок в электросети автомобиля, продлить срок эксплуатации АКБ.
Сначала аккумулятор необходимо отсоединить от системы машины. Допускается отключать только контакт «минус». Далее нужно включить мультиметр. Режим теста устанавливается в диапазон от 0 до 20 В.
Щупы мультиметра подсоединяют к контактам аккумулятора. К положительной клемме подводится красный провод, а к отрицательному выходу – черный. При правильном выполнении этой процедуры на экране прибора появится результат измерений.
Измерения при работающем двигателе
Поставьте авто на ровную площадку, откройте капот, поставьте на ручник и заведите. При заведенном моторе работает генератор и регулятор напряжения, которые заряжают аккумулятор. Поэтому напряжение на клеммах должно быть в пределах 13,5-14 вольт. В некоторых авто при разряженной АКБ и низкой температуре воздуха электроника автоматически увеличивает напряжение, чтобы ускорить зарядку. При этом оно должно плавно опускаться по мере заряда. Если этого не происходит, в банках активизируется процесс электролиза. Электролит начнет интенсивно выкипать. Перезаряд особенно опасен для современных гелевых батарей с ограниченным газовыделением.
Напряжение менее 13,4 вольт — признак недозаряда. Работа в таких условиях способствует сульфатации пластин и сокращает срок службы батареи.
При измерении напряжения нужно отключить все мощные потребители: фары, отопитель, аудиосистему. Иначе мощности генератора при работе на холостом ходу будет недостаточно для поддержания оптимального уровня напряжения.
Возможно несколько причин пониженного напряжения на клеммах:
- Плохой контакт.
- Поломка генератора.
- Неисправность регулятора напряжения.
Нельзя эксплуатировать машину, аккумулятор которой работает в режиме недозаряда. Нужно безотлагательно локализовать и устранить причину сбоя. Если напряжение на клеммах и выходе генератора сильно отличается, нужно зачистить контакты на АКБ наждачкой или надфилем.
После проверки без нагрузки нужно включить фары и другие мощные потребители энергии, добавить обороты двигателя и повторить измерения. Если на высоких оборотах под нагрузкой напряжение падает до 13,4 вольт и ниже — требуется диагностика системы генератора и блока управления.
Как проверить аккумулятор мультиметром с отключенным двигателем?
Средний показатель, при проверке аккумулятора мультиметром, на неработающем моторе должен находится в пределах 12,5–13 В, при этом верхнее значение указывает на 100 % заряда, а нижнее – на 50 %. Числа приблизительные, но общую картину по ним понять просто. Также не стоит забывать, что снимать показания стоит непосредственно перед поездкой, а не после нее, как только вы заглушили двигатель. Особенно хорошо проводить ее, когда машина некоторое время не использовалась, например, утром, после ночи в гараже. Так видно, насколько хорошо АКБ способен держать заряд.
Теперь вы понимаете, как проверить заряд аккумулятора автомобиля мультиметром. Этот прибор стоит приобрести каждому автомобилисту. Некоторые полагаются на показания бортового компьютера, но он не предоставляет достаточной точности. Встроенный вольтметр подключен к цепи приборов, расходующих энергию, а не напрямую к аккумулятору, следовательно, часть электричества расходуется «по дороге».
Меры безопасности
Теперь поговорим о мерах безопасности, которые следует знать при проведении подобного типа работ. Первый момент, о котором следует знать – необходимо избегать касания пальцами деталей. Дело в том, что у тела человека есть сопротивление, что будет влиять на точность измерений и может их исказить. Еще один аспект – если мастер не имеет информации о предварительном напряжении в сети, то можно замерить показатели так, чтобы колесо управления было выставлено на самый большой показатель в вольтах.
Кроме того, лучше всего осуществлять проведение работ в специальных диэлектрических перчатках. Хотя могут подойти обычные резиновые либо хозяйственные. При определении сетевого сопротивления лучше всего убедиться, что питание отключено полностью, а конденсаторы полностью разряжены.
К тому же во время осуществления работ с точкой питания на 20 ампер измерения следует проводить не больше четверти минуты. Также не следует осуществлять проверку показателей сети тестером, если в помещении высокая влажность. Кроме того, во время осуществления измерений ни в коем случае нельзя крутить колесо управления. Также не следует применять устройство, если оплетка щупов деформирована, а на корпусе имеются серьезные повреждения.
Замену батарейки устройства следует проводить лишь после перевода колеса в режим выключения. После этого отработанный аккумулятор утилизируют. Ни в коем случае нельзя выбрасывать его вместе с бытовыми отходами. Во время измерения внутреннего сопротивления цепи следует убедиться, что она не под напряжением, дабы тестер не был выведен из строя. Существуют нормы эксплуатации и хранения такого точного прибора, как мультиметр. Не следует осуществлять подачу напряжения на устройство, если рычаг поворотного типа находится на «Ohm».
Не менее важным аспектом будет то, что замена элемента питания гальванического типа должна производиться не только когда устройство выключено, что указывалось выше, но и при отключении всех щупов из гнезд мультиметра. Измерение напряжения в розетке мультиметром – процесс довольно ответственный. Человек, который собирается его осуществлять, должен иметь определенные теоретические и практические знания, а также учитывать определенные нормы и требования, что выдвигаются к оборудованию.
Но, тем не менее, при наличии всех необходимых знаний теоретического и практического характера осуществить данный тип измерений сможет даже человек, который ранее никогда ничем подобным не занимался. Главным моментом будет правильное выставление предполагаемых характеристик электросети, ведь именно этот аспект чаще всего приводит к поломкам оборудования, так как пользователи не уделяют ему должного значения
Поэтому следует еще раз напомнить о важности именно данного компонента
О том, как проверить напряжение в розетке мультиметром, смотрите в следующем видео.
Основные причины неисправности диода
Причин поломки может быть несколько. Тестирование делают по специальной методике. Основные причины сбоев:
- Тепловой пробой в результате перегрева и деструкция (разрушение) кристалла. Сопровождается горением лакового покрытия и пластмассового корпуса. На фото сгоревший светодиод на печатной плате лампы-ретрофита, аналога галогенной лампы типа MR16. В одном из корпусов SMD2835 из-за перегрева кристалла сгорел нанесенный на него желтый люминофор. Видна коричневая точка на элементе с позиционным обозначением D11.
- Электрический пробой p-n перехода. Прямое рабочее напряжение диода в зависимости от цвета свечения и материалов p-n перехода лежит в диапазоне от 1,5 до 4-4,5 В. Обратное напряжение на несколько вольт больше прямого. Поэтому скачки напряжения могут вызвать его нестабильность на выходе. Если они превышают обратное напряжение диода, возможен пробой.
- Механический обрыв. К полупроводниковому кристаллу от контактов корпуса ток подводят серебряные или золотые проволочки. От вибрации или ударов может произойти их обрыв.
- Деградация. Постепенное снижение характеристик светодиода, прежде всего яркости и оттенка свечения. Падение яркости нормируется 30, 50 и 70% от первоначальной. На 5-10% яркость падает в течение первой 1000 часов работы у большинства устройств. Падение яркости на 50 – 70% требует замены лампы, модуля, линейки или ленты. Иногда оно происходит за 15 – 20 тысяч часов.
На фото сгоревший светодиод на печатной плате лампы-ретрофита, аналога галогенной лампы типа MR16. В одном из корпусов SMD2835 из-за перегрева кристалла сгорел нанесенный на него желтый люминофор. Видна коричневая точка на элементе с позиционным обозначением D11.
Деградация идет в люминофорах белых светодиодов и в элементах вторичной оптики – линзах, встроенных в корпус или монтируемых на его поверхности. Под действием света линзы мутнеют, снижаются светопропускание и световой поток.
Так же проверяли замыкания проводов в кабеле между собой. Способ использовали и после проверки звонка амперметром. Название операции закрепилось у электриков, а потом перешло в электронику. Только использовали не звонок, а тестер, который называли по-разному – АВОметр, омметр, мультиметр.
Проверка светодиода или прозвонка мультиметром. Информация на дисплее – О – диод исправен, ток идет; OL – диод исправен, ток не идет.
Проверить исправность светодиода мультиметром можно прямо на плате или выпаяв его. Прибор используют для проверки цепей постоянного и переменного тока. Им измеряют напряжение, сопротивление резисторов в режиме омметр, исправность и работоспособность конденсаторов, выпрямительных диодов, p-n-p и n-p-n транзисторов и другое.
Проверка диода мультиметром.
Красный щуп и провод мультиметра – это цепь положительного полюса или «+» источника питания и анода диода. Черные провод и щуп – цепь, связанная с катодом и отрицательным полюсом источника. Мультиметр включен на режим измерения постоянного тока в диапазоне от 0 до 20 мА или 0,02 А. На табло мультиметра высветилось 15,7 мА, что означает что диод открыт и его рабочий ток составляет указанную величину. Светодиод обычной яркости при такой силе тока должен светиться и немного греться.
При подаче напряжения напрямую без ограничения тока возможно превышение рабочего значения и тепловой пробой диода.
Как проверить, не выпаивая диод
Светодиоды, установленные на плату, проверяются с помощью щупа. Но, стандартные инструменты могут и не пролезть в разъем для транзистора. Здесь понадобится тонкий проводник. Это могут быть:
- швейные иглы;
- часть кабеля или жилки из многожильного провода;
- канцелярские разогнутые скрепки.
Проводник придется припаять к фольгированному щупу или подсоединить без штекера, получив переходник. Если используется фольгированная пластинка с припаянными кусочками проволоки, необходимо вставить её в соответствующий слот мультиметра и после этого, воспользоваться самодельными щупами.